Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 марта 2008года N 30-Г08-1


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных положений Закона Карачаево-Черкесской Республики "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики "Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике", поскольку оспариваемые положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушают права заявителя]



Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Хаменкова В.Б., Судей Меркулова В.П. и Борисовой Л.В., рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Карачаево-Черкесской Республики, кассационным жалобам мэра и главы муниципального образования город Черкесск на решение Верховного суда Карачаево-Черкесской республики от 5 декабря 2007 года, которым заявление прокурора Карачаево-Черкесской Республики о признании недействующими подпункта "б" пункта 2 и подпункта "б" пункта 3 статьи 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики "Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике", оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителей мэра г.Черкесска Кравцова С.В. и Турклиева А.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения против жалобы представителя Правительства Карачаево-Черкесской Республики Марашевой Л.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:


Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики 6 июля 2007 года был принят Закон "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики "Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике", в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 и подпунктом "б" пункта 3 статьи 1 которого Правительство Карачаево-Черкесской Республики в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, устанавливает порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании города Черкесска, являющегося столицей Карачаево-Черкесской Республики, а республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий функции в области приватизации и полномочия собственника в пределах полномочий, установленных Правительством Карачаево-Черкесской Республики, распоряжается этими земельными участками по согласованию с мэрией муниципального образования г.Черкесска.

Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с заявлением о признании приведенных правовых положений недействующими, указывая на их противоречие федеральному закону и нарушение порядка принятия.

Решением суда от 5 декабря 2007 года заявление прокурора оставлено без удовлетворения.

В кассационных жалобах мэр и глава муниципального образования города Черкесска, а также прокурор Карачаево-Черкесской Республики в кассационном представлении просят об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и представления, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство, вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами, столицами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Учитывая, что федеральный закон предоставил субъектам Российской Федерации возможность предоставления права распоряжения землями в административных центрах и столицах субъектов Российской Федерации, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемые нормы Закона "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики "Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республики" полностью соответствуют федеральному закону.

Проверяя доводы прокурора о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд установил, что Закон "О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики "Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике" принят в пределах полномочий законодательного органа республики, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Суд, хотя и ошибочно посчитал, что Закон Карачаево-Черкесской Республики "О нормативных правовых актах Карачаево-Черкесской Республики" от 2 декабря 2002 года N 48-РЗ имеет большую юридическую силу по отношению к оспариваемому закону, однако, и в этом случае правомерно указал на то, что процедура принятия оспариваемого закона, установленная в Законе N 48-РЗ, не нарушена.

Данных, опровергающих эти обстоятельства, в деле нет.

Поскольку доводы кассационного представления и кассационных жалоб сводятся к переоценке доказательств и ошибочному толкованию норм материального права, постановленное судом решение следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:


Решение Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики от 5 декабря 2007 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Карачаево-Черкесской Республики и кассационные жалобы мэра и главы муниципального образования города Черкесска - без удовлетворения.

Председательствующий
В.Б.Хаменков.

Судьи
В.П.Меркулов
Л.В.Борисова




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка