Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 марта 2008 года N 59-Г08-1


[Суд признал отдельные п.3 и п.5 Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 25 июля 2007 года N 433, частично недействующими, поскольку оспариваемые положения не соответствуют п.п.13 и 15 Правил подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 июня 2007 года N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности"]



Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего В.Н.Пирожкова, судей В.Б.Хаменкова и В.П.Меркулова, рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Амурской области на решение Амурского областного суда от 12 декабря 2007 года, которым отказано в удовлетворении его заявления о признании недействующим Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 25 июля 2007 года N 433.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит частичной отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:


Прокурор Амурской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим постановления губернатора Амурской области от 25 июля 2007 года N 433 "Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд".

В обоснование своих требований прокурор указал на то, что оспариваемое постановление не было опубликовано в установленном порядке для всеобщего сведения, чем нарушены права неопределенного круга лиц.

Кроме этого пункты 3 и 5 Порядка не соответствуют пунктам 13 и 15 Правил подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности", поэтому они подлежат признанию недействующими и не подлежащими применению.

Решением суда от 12 декабря 2007 года в удовлетворении заявления прокурору отказано.

В кассационном представлении прокурор просит об отмене решения, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда подлежащим частичной отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Как видно из материалов дела, 25 июля 2007 года губернатором Амурской области принято постановление N 433 "Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд".

Судом установлено, что названное постановление в установленном порядке было принято и опубликовано. Данное обстоятельство признано участвующим в деле прокурором.

В соответствии с пунктами 2, 3 и 5 оспариваемого прокурором Порядка договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан заключается министерством имущественных отношений, природных ресурсов и лесного хозяйства области (далее - уполномоченный орган) (п.2).

Основаниями для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд являются обращения граждан в уполномоченный орган с заявлениями. Заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд подается в уполномоченный орган через государственные учреждения области (приложение N 1 - лесхозы), подведомственные уполномоченному органу (п.3).

О принятом решении уполномоченный орган через учреждение информирует граждан в письменной форме в течение 15 дней после принятия решения (п.5).

Между тем согласно пунктам 13, 14 и 15 "Правил подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности", гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, подает в органы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, которое рассматривается этими органами в течение 15 календарных дней. О принятом решении о подготовке проекта договора органы, указанные в пункте 3 настоящих Правил, информируют гражданина в письменной форме в течение 15 дней после принятия решения.

Такими органами, осуществляющими подготовку договоров в отношении лесных насаждений на землях, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу пункта 3 названных выше Правил являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Из анализа приведенных правовых положений следует, что по заявлению гражданина о намерении заключить договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд органом государственной власти субъекта Российской Федерации в течение 15 дней должно быть принято решение, о чем гражданину должно быть сообщено в тот же срок со дня принятия решения.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований считать, что установленный оспариваемым постановлением порядок обращения граждан с заявлениями в лесхозы, а не непосредственно в уполномоченный орган государственной власти области, и информирование граждан через те же лесхозы о принятом решении обеспечивают права граждан на рассмотрение их заявлений в порядке и сроки, предусмотренные нормативным правовым актом Российской Федерации.

Пунктом 31 части 1 статьи 81 Лесного кодекса РФ установление порядка подготовки и заключения договоров купли-продажи лесных насаждений отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 77 Лесного кодекса РФ порядок подготовки и заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и форма примерного договора купли-продажи лесных насаждений утверждаются Правительством Российской Федерации.

В этой связи суд необоснованно посчитал названное выше Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2007 года N 406 "О договоре купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности" противоречащим Лесному кодексу РФ.

То, что в силу части 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации означает лишь то, что последние вправе установливать порядок заключения таких договоров, однако, в соответствии с Правилами, утвержденными во исполнение требований Кодекса Правительством Российской Федерации.

К тому же судом оставлен без внимания факт оспаривания прокурором порядка подготовки заключения договора, а не порядка его заключения.

При таких обстоятельствах решение суда об отказе прокурору в признании отдельных положений пунктов 3 и 5 Порядка, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 25 июля 2007 года N 433, недействующими является незаконным и подлежит в этой части отмене.

На основании изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 360 и 361 ГПК РФ,

определила:


Решение Амурского областного суда от 12 декабря 2007 года в части отказа прокурору в признании пунктов 3 и 5 Порядка, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 25 июля 2007 года N 433, недействующими отменить и принять новое решение, которым заявление прокурора удовлетворить частично.

Признать второе предложение пункта 3 и пункт 5 в части слов "через Учреждение" Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 25 июля 2007 года N 433, недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу.

В остальной части решение суда оставить без изменений, а кассационное представление прокурора Амурской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Пирожков В.Н.

Судьи
Хаменков В.Б.
Меркулов В.П.




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка