• по
Более 53000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 2008 года N 14


О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"



Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации

постановляет:

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

2. Направить законопроект на заключение Правительства Российской Федерации.

3. Представить данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедеву.


Председатель
Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.Лебедев

Секретарь
Пленума, судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.Демидов

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Вносится Верховным Судом
Российской Федерации

Проект

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"



Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 330, ст.1792; 1993, N 17, ст.606; 1993, N 17, ст.607; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст.2399; 1999, N 29, ст.3690; 2000, N 26, ст.2736; 2001, N 51, ст.4834; 2004, N 35, ст.3607) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 20.1 изложить в следующей редакции:

"Статья 20.1. Профессиональная подготовка и поддержание уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи


1. Судья федерального суда, впервые назначенный на должность, проходит профессиональную подготовку в форме обучения в Российской академии правосудия и стажировки в суде. Общая продолжительность обучения и стажировки в суде составляет до одного года с сохранением заработной платы на период обучения и стажировки.

Порядок и сроки прохождения обучения и стажировки устанавливаются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

Период прохождения обучения и стажировки в суде включается в стаж работы в должности судьи.

Судье федерального суда, впервые назначенному на должность, по результатам прохождения обучения и стажировки присваивается квалификационный класс.

2. В целях поддержания уровня квалификации, необходимого для осуществления судейских полномочий, федеральный судья обязан один раз в три года проходить повышение квалификации.

Повышение квалификации федеральных судей осуществляется в формах обучения в Российской академии правосудия или стажировки в судах с сохранением заработной платы на период обучения или стажировки.

Порядок и сроки прохождения повышения квалификации федеральных судей устанавливаются соответственно Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

3. Профессиональная подготовка и повышение квалификации федеральных судей осуществляются за счет средств федерального бюджета.

4. Порядок и сроки прохождения профессиональной подготовки и повышения квалификации судей судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.".

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей предусмотрен иной порядок вступления в силу.

2. Положения пункта 1 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 года.

Президент
Российской Федерации
Д.А.Медведев

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"



Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" направлен на повышение профессионального уровня отечественного судейского корпуса.

Работа судьи является одной из наиболее сложных и важных юридических специальностей и отличается повышенной ответственностью перед обществом и гражданами, особенно в настоящее время, когда формируются новые экономические и социальные отношения, интенсивно меняется нормативно-правовая система, возникают новые общественные и социальные конфликты, активизируется международный экстремизм. Для адекватной реакции на происходящее, учитывая мировые и национальные правотворческие и правоприменительные процессы, судье необходимы глубокие теоретические познания в области права, умение свободно ориентироваться в международном и российском праве, тенденциях развития юридической, в частности, судебной практики, владение современными технологиями работы с правовой информацией.

В связи с этим и в целях повышения профессионального уровня судейского корпуса предлагается установить, что гражданин, впервые назначенный на должность федерального судьи, проходит профессиональную подготовку для работы в этой должности. Предполагается, что профессиональная подготовка будет состоять из двух этапов. Первый этап - обучение в Российской академии правосудия (до 6 месяцев). Второй этап - практическая стажировка в суде по месту будущей работы судьи и вышестоящих судах (до 6 месяцев).

Прохождение профессиональной подготовки предусматривается сразу после назначения гражданина на должность судьи. В этот период судья будет получать установленную заработную плату (денежное содержание).

Для работы в суде на период подготовки вновь назначенных судей могут привлекаться судьи, находящиеся в отставке, в порядке ст.7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Законопроект направлен также на формирование системы непрерывного повышения квалификации судей в форме специализированного обучения, различных семинаров, стажировок и в других формах повышения квалификации, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 года N 610 "Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов", иными нормативными правовыми актами.

Обучение предполагается осуществлять в специализированном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Российская академия правосудия", созданном в соответствии с Указом Президента РФ от 11 мая 1998 года N 528 и постановлением Правительства РФ от 28 октября 1999 года N 119.

Повышение квалификации может осуществляться также в форме стажировок в судах.

Представленный законопроект предусматривает осуществление профессиональной подготовки и повышение квалификации федеральных судей за счет средств федерального бюджета.

Введение системы профессиональной подготовки и повышения квалификации судей, предусмотренное законопроектом, не потребует внесения изменений в другие законодательные акты Российской Федерации. Действующие законы, определяющие порядок организации и деятельности судов, уже предусматривают обязанность председателей судов и председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации обеспечивать повышение квалификации судей (пункт 7 части 1 статьи 26, пункт 8 статьи 37, пункт 9 статьи 49, пункт 6 части 1 статьи 67 Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР", пункт 2 статьи 44 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации"). Кроме того, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации об образовании дают правовую основу для реализации программ дополнительного образования (прежде всего именно в рамках этих программ и будут осуществляться как профессиональная подготовка впервые назначенных на должность судей, так и повышение квалификации судей).

Проектом Закона предусматривается, что он вступает в силу со дня официального опубликования.

Вместе с тем профессиональная подготовка граждан, впервые назначенных судьями, должна начаться с 1 января 2011 года.

Такой поэтапный порядок введения в действие положений закона о профессиональной подготовке предусматривается в целях обеспечения непрерывности пополнения судейского корпуса, удовлетворения потребности судов в судейских кадрах.

Перечень актов федерального законодательства, требующих изменения или отмены в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"



Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"



Финансово-экономическое обоснование составлено исходя из штатной численности судей судов общей юрисдикции, арбитражных и военных судов, продолжительности специализированных программ профессиональной подготовки и повышения квалификации, а также норм площади, необходимой для обеспечения учебного процесса (СНиП 2.08.01-89 "Жилые здания" и 2.08.02-89 "Общественные здания и сооружения").

Численность должностей судей судов общей юрисдикции страны составляет 23297 единиц.

Численность должностей судей арбитражных судов составляет 4083 единицы.

Законопроектом предусматривается повышение квалификации действующих судей один раз в три года посредством обучения в Российской академии правосудия как их обязанность.

Исходя из численности судейского корпуса в 27380 единиц и программ повышения квалификации продолжительностью 3 недели, ежегодно должно обучаться 9126 человек.

При этом постоянно в Академии (г.Москва) необходимо обучать 760 человек (9126 чел.:12 потоков).

Проектом закона предусматривается прохождение судьями, впервые назначенными на должность, профессиональной подготовки в форме обучения в Российской академии правосудия продолжительностью 6 месяцев.

В настоящее время 3872 должности всех судей вакантные, кроме того, по различным причинам ежегодно прекращают судейские полномочия до 7% судейского корпуса - это еще 1917 должностей, подлежащих замещению (7% от 27380 = 1917). Всего за 5 лет необходимо подготовить 13457 человек.

При планомерном укомплектовании должностей судей требуется ежегодная подготовка не менее 2600 человек (13457:5).

Таким образом, в Российской академии правосудия на постоянной основе должны проходить профессиональную подготовку 1300 человек (2600:2) из них в г.Москве - 300 чел. и в 10 региональных филиалах 1000 чел. (по 100 чел. в 1 филиале).

Следовательно, для обеспечения судебной системы страны высококвалифицированными судейскими кадрами требуется одновременное обучение на постоянной основе в Российской академии правосудия 2060 судей, из них повышение квалификации - 760 судей и профессиональная подготовка - 1300 судей (приложение N 1).

В настоящее время Российская академия правосудия с сетью из 10 межрегиональных филиалов охватывает все регионы России.

Академией накоплен большой теоретический и практический опыт по организации и проведению учебного процесса переподготовки и повышения квалификации действующих судей, ориентированного на судебную практику. Штатная численность Академии составляет 1450 единиц, в т.ч. 777 работников относятся к профессорско-преподавательскому составу (59%), из них имеют ученую степень: доктора наук - 108 и кандидата наук - 129 человек, ученое звание: профессор - 85 и доцент - 196 человек.

Для обеспечения эффективной деятельности Российской академии правосудия с сетью межрегиональных филиалов требуется укрепление и развитие ее учебно-материальной базы.

В первую очередь это обеспечение достаточным количеством площадей для учебного процесса и временного проживания слушателей из числа судей, находящихся на обучении.

Исходя из численности обучаемых и норм площади Академии необходимо 56790 кв.м площадей (приложение N 2), в том числе в г.Москве - 31290 кв.м и в регионах 25500 кв.м (по 2550 кв.м для 1 филиала).

Из находящихся в оперативном управлении Академии зданий федерального имущественного фонда 15410 кв.м пригодны и используются под учебный процесс, а здания общей площадью 41380 кв.м находятся в недостроенном, аварийном состоянии, подвергаются естественному разрушению и требуют завершения строительства или реконструкции в зависимости от их состояния.

Общая потребность в капитальных вложениях для освоения 41380 кв.м площадей в течение 2 лет, из расчета усредненных затрат на 1 кв.м (в ценах 2008 года) - 33,9 тыс.руб., требуется 1402,8 млн.рублей в том числе 1-й год - 463,0 млн.рублей и 2-й год - 939,8 млн.рублей.

Для оснащения указанных площадей мебелью, компьютерами, оргтехникой, столовым, кинофототелеоборудованием и другими основными средствами необходимо 180,0 млн.рублей, в том числе 1-й год - 50,0 млн.рублей и 2-й год - 130,0 млн.рублей.

Информатизационная система и доукомплектование библиотечного фонда Академии и филиалов предполагает оснащение компьютерных классов, оборудование телецентра для выпуска учебно-практических и DVD фильмов, создание систем дистанционного обучения и информатизационного взаимодействия Академии с судебными органами, электронной библиотеки и пополнение библиотечного фонда.

Эти взаимосвязанные работы направлены на слияние с создаваемой целостной информационно-телекоммуникационной средой судебной власти.

Потребность составляет 157,0 млн.рублей, в том числе 1-й год - 65,0 млн.рублей и 2-й год - 92,0 млн.рублей.

Общие затраты бюджетных средств для завершения создания системы профессиональной подготовки и повышения квалификации судей в течение двух лет составляют 1739,8 млн.рублей в том числе 1-й год - 578,0 млн.рублей, 2-й год - 1161,8 млн.рублей.

Реализация мероприятий по укреплению научного потенциала судебной власти и развитию системы профессиональной подготовки и повышения квалификации судей Российской Федерации обеспечит:

- повышение эффективности работы судов;

- создание организационно-правовых, информационных и иных условий для более полного обеспечения судебной защиты прав и законных интересов граждан;

- своевременную подготовку судей, обладающих необходимыми для отправления правосудия теоретическими знаниями и практическими навыками;

В конечном итоге предполагается значительно улучшить организационное обеспечение деятельности судов, создать надлежащие условия для полного и независимого осуществления правосудия в строгом соответствии с требованиями статьи 124 Конституции Российской Федерации.

Приложение N 1. Расчет потребности в профессиональной подготовке и повышении квалификации судей Российской Федерации в Российской академии правосудия

Приложение N 1


Контингент обучаемых

Числен-ность (ед.)

Периодич. обучения (срок)

Ежегодное обучение

К-во потоков в год

К-во постоянно обучаемых

в том числе

г.Москва

1 филиал

К-во фили-
алов

Итого в фили-
алах

Повышение квалификации судей

Судьи общих судов

23297

1 р. в 3 г.
(20 дн.)

7765
(23297:3)

12

647

647

-

-

-

Арбитражные судьи

4083

- “ -

1361
(4083:3)

12

113

113

-

-

-

Итого:

27380

9126

760

760

Профессиональная подготовка судей

Вакантные должности - 3872; пополнение должностей - 1917 ежегодно.

За 5 лет 3872 + 1917 х 5 = 13457

13457

Постоян-
но (6 мес.)

2600
(13457:5)

2

1300

300

100

10

1000

Итого:

2600

1300

300

100

1000

Всего обучаемых судей

2060

1060

100

1000

Приложение N 2. Расчет потребности в площадях для создания учебно-материальной базы Российской академии правосудия для обучения судей

Приложение N 2


Категория

Количество (чел.)

Общая

К-во

Требуемая площадь (кв.м)

Всего за

обучаемых

г.Москва

1 фил.

норма (кв.м)

прожив. в 1 номере

г.Москва

1 филиал

К-во фил-ов

Итого в фил-ах

Академию (кв.м)

Учебные площади

Судьи общих и арбитражных судов

1060

100

15

15900

1500

10

15000

30900

Итого

15900

15000

30900

Общежития гостиничного типа

Для повышения квалификации судей общих и арбитражных судов, в т.ч.:

- областные, окружные и им равные;

1060

12240

- районные и им равные

140

20,4

1

2856

Для профессиональной подготовки судей

920

300



100

20,4

21

2

2

9384

3150

1050

10

10500

12240

13650

Итого

15390

10500

25890

Всего площадей

31290

25500

56790




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: 14
Принявший орган: Пленум Верховного Суда Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 26 июня 2008

Поиск в тексте