Руководствуясь статьей 104 Конституции Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации
постановляет:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
2. Направить законопроект на заключение Правительства Российской Федерации.
3. Представлять данный проект федерального закона в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Верховного Суда Российской Федерации В.М.Лебедеву.
Председатель
Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.Лебедев
Секретарь
Пленума, судья
Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.Демидов
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
Статья 1. Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации следующие изменения:
1) в части третьей статьи 154 слово "сокращенные" заменить словом "иные";
2) первое предложение части второй статьи 252 после слов "в течение месяца" дополнить словами ", а Верховным Судом Российской Федерации в течение трех месяцев";
3) часть первую статьи 257 после слов "в течение десяти дней" дополнить словами ", а Верховным Судом Российской Федерации в течение двух месяцев".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
Д.А.Медведев
Пункты 1 и 2 части первой статьи 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) предусматривают, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:
об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Вместе с тем часть вторая статьи 252 ГПК РФ, устанавливающая срок рассмотрения гражданских дел об оспаривании нормативных правовых актов, не учитывает характера дел, относящихся к подсудности Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции, закрепляя общую норму о том, что данные дела рассматриваются в течение месяца со дня подачи заявления.
Указанные дела характеризуются повышенной сложностью, как правило, затрагивают права и охраняемые законом интересы неопределенного круга граждан и организаций, требуют совершения большого объема процессуальных действий при их подготовке к судебному разбирательству и рассмотрении в судебном заседании.
Изложенное в полной мере относится и к части первой статьи 257 ГПК РФ, предусматривающей, что заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица должно быть рассмотрено судом, в том числе Верховным Судом Российской Федерации, в течение десяти дней.
В течение этого срока дело не может быть рассмотрено, так как согласно ч.3 ст.113 ГПК РФ лицам, участвующим в деле, судебные извещения и вызовы должны быть вручены с таким расчетом, чтобы указанные лица имели достаточный срок для подготовки к делу и своевременной явки в суд.
С учетом названных обстоятельств, Верховный Суд Российской Федерации нередко назначает рассмотрение дел с нарушением установленных процессуальных сроков.
В 2007 году Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ по первой инстанции с вынесением решения рассмотрела 316 дел. С нарушением сроков установленных ГПК РФ разрешено 246 дел или 77,8%.
Предлагаемые изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации не повлекут нарушения прав граждан и организаций на рассмотрение дела в разумные сроки, но позволят исключить случаи отложения дел, будут способствовать улучшению организации судебных процессов, более тщательной подготовке к судебному разбирательству лиц, участвующих в деле, повышению качества принимаемых судебных постановлений.
В случае принятия данного Федерального закона не подлежат признанию утратившими силу, принятию, приостановлению, изменению или дополнению акты федерального законодательства или иные нормативные правовые акты.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" не предусматривает расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка