КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 июня 2008 года N 552-О-П

     
По жалобе гражданина Розенкова Алексея Витальевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 99 и 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статей 208 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л.Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина А.В.Розенкова,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.В.Розенков просит признать не соответствующими статьям 39 и 41 Конституции Российской Федерации положения статей 99 и 107 УИК Российской Федерации, а также подпункт 7 пункта 1 статьи 208 и пункты 1 и 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, администрацией исправительного учреждения, в котором А.В.Розенков отбывал уголовное наказание в виде лишения свободы, из пенсии по инвалидности, назначенной ему как инвалиду III группы, и ежемесячной денежной выплаты, назначенной ему как ветерану боевых действий, производились удержания на его содержание - стоимость питания (в том числе диетического), одежды и коммунально-бытовых услуг. Исковые требования А.В.Розенкова о взыскании недополученных сумм оставлены без удовлетворения решением мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района города Ульяновска от 4 декабря 2006 года со ссылкой на части четвертую и пятую статьи 99, части первую и третью статьи 107 УИК Российской Федерации, а также на подпункты 7 и 10 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государство тем самым принимает на себя обязательства по созданию для соответствующих категорий лиц надлежащих условий жизнеобеспечения, в том числе путем предоставления для этого необходимых денежных средств.

2.1. Статьи 99 и 107 УИК Российской Федерации, конституционность которых оспаривается заявителем, предусматривают удержания из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию - стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце, и определяют категории осужденных, которые освобождаются от этих расходов полностью или частично (осужденные, освобожденные от работы по болезни, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы и др.).

Названные положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации находятся в неразрывной нормативной взаимосвязи с другими его положениями, регулирующими материально-бытовое обеспечение и труд осужденных к лишению свободы, в силу которых администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья, по возможности по специальности, а также исходя из наличия рабочих мест, и осуществлять учет отработанного времени и трудового стажа осужденного; при этом на осужденных не лежит обязанность проявлять инициативу собственного трудоустройства, равно как и доказывать отсутствие возможности своего трудообеспечения либо неспособность осуществлять трудовую функцию по болезни или в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья; на лицевой счет осужденного зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных доходов; удержание расходов на содержание из средств, имеющихся на лицевом счете осужденного, производится лишь в случаях его уклонения от работы (часть пятая статьи 99, часть первая статьи 103, часть третья статьи 104 и часть третья статьи 107 УИК Российской Федерации).

Возложение на осужденных, получающих пенсию, наравне с осужденными, которым начисляется заработная плата, обязанности нести расходы по своему содержанию при отбывании наказания в исправительной колонии не противоречит целям Российской Федерации как социального государства и предназначению пенсионного обеспечения, поскольку пенсии предоставляются гражданам в целях компенсации утраченного заработка или иного дохода (статья 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Соответственно, правовое регулирование, предусматривающее возможность удержания из пенсии, которую получает осужденный к лишению свободы, расходов по его содержанию и одновременно устанавливающее нормы и сроки такого удержания, а также гарантии сохранения определенной части пенсии в полном распоряжении ее получателя и освобождение в определенных случаях от несения указанных расходов, само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционное право заявителя на социальное обеспечение. Исследование же фактических обстоятельств, связанных с определением соответствия реальных затрат на его содержание размеру произведенных удержаний, с возможностью освобождения от возмещения расходов на содержание, правомерностью установления III группы инвалидности и выявлением объективных препятствий к его трудоустройству, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2.2. Ежемесячная денежная выплата установлена статьей 23_1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", которая была введена в данный Федеральный закон Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, и представляет собой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов, в том числе ветеранов боевых действий; она направлена на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот в натуральной форме, и, таким образом, на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение от 27 декабря 2005 года N 502-О).

Особым значением ежемесячной денежной выплаты в системе социального обеспечения обусловливается установление ее специального правового режима. В частности, ветераны имеют возможность самостоятельно определять цели расходования ежемесячной денежной выплаты, например использовать ее для приобретения лекарств (что было существенно важно для заявителя), которыми они до 1 января 2005 года обеспечивались бесплатно. Кроме того, статья 6_5 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", введенная Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривает возможность удержания из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты суммы средств, направляемой на оплату предоставления набора социальных услуг (либо одной социальной услуги в случае, если гражданин воспользовался своим правом на отказ от предоставления одной из социальных услуг), а статья 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" запрещает обращение взыскания по исполнительным документам на ежемесячные денежные выплаты и (или) ежегодные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (компенсация проезда, приобретения лекарств и другое). При этом в соответствии со сложившейся практикой на ежемесячные денежные выплаты не могут быть обращены взыскиваемые с граждан пожилого возраста и инвалидов суммы на оплату социальных услуг, предоставляемых им государственными и муниципальными учреждениями социального обеспечения (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2007 года N 4-Г07-44).

Таким образом, положения статей 99 и 107 УИК Российской Федерации - в системе действующего правового регулирования и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и сложившейся правоприменительной практики - не могут рассматриваться как допускающие возможность удержания из ежемесячной денежной выплаты, получаемой осужденным, являющимся ветераном боевых действий, расходов на его содержание. Иное не согласовывалось бы с правовой природой ежемесячной денежной выплаты, целями социального государства и назначением системы социального обеспечения в Российской Федерации.

3. Согласно статье 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Конкретизируя приведенное положение Конституции Российской Федерации, часть шестая статьи 12 УИК Российской Федерации закрепляет право осужденных на получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения, а часть первая статьи 101 данного Кодекса предусматривает, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

Так, в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации* лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов (часть первая статьи 29). При этом пункт 9 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации от 17 октября 2005 года N 640/190), с учетом части четвертой статьи 20 Основ устанавливает, что предоставляемая указанным лицам медицинская помощь оказывается в объемах, предусмотренных Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Таким образом, объем бесплатной медицинской помощи, предоставляемой осужденным к лишению свободы, совпадает с тем, что получают иные граждане.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан " - Примечание изготовителя базы данных.


Что касается утверждения заявителя о том, что вследствие травмы, полученной в результате автомобильной аварии, он не мог работать и нуждался в специализированной медицинской помощи, однако оперативное лечение не было произведено по причине отсутствия специальных навыков врачей и предметов медицинского назначения, то установление и исследование этих фактических обстоятельств, а также обстоятельств, которые могут в соответствии со статьями 99 и 107 УИК Российской Федерации служить основанием для освобождения осужденного к лишению свободы от возмещения из пенсии и иных доходов расходов по его содержанию, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации, как следует из его статей 1, 2 и 11, устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации и регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации; при этом используемые в данном Кодексе понятия применяются исключительно для целей налогообложения.

Так, подпункт 7 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса Российской Федерации определяет понятие "доходы" для целей главы 23 "Налог на доходы физических лиц", а пункты 1 и 3 статьи 217 перечисляют доходы, не подлежащие обложению этим налогом, в числе которых указаны пенсии, государственные пособия и иные выплаты и компенсации.

Данные положения Налогового кодекса Российской Федерации сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права заявителя, гарантируемые статьями 39 и 41 Конституции Российской Федерации. Кроме того, они не имеют непосредственного отношения к предмету его жалобы, поскольку не касаются удержаний из пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы, предназначенных для возмещения расходов по содержанию этих лиц, о которых идет речь в статьях 99 и 107 УИК Российской Федерации и которые не являются ни налогом, ни сбором в смысле налогового законодательства.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Признать жалобу гражданина Розенкова Алексея Витальевича не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка