Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 июня 2008 года N 559-О-О

     
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мовсумова Намика Гаджиевича (Гаджибала оглы) на нарушение его конституционных прав пунктом 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, А.Л.Кононова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданина Н.Г.Мовсумова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин Н.Г.Мовсумов - старший преподаватель Калининградского Военного авиационно-технического училища, достигший предельного возраста пребывания на военной службе, в 1994 году был уволен в запас в звании подполковника в связи с расформированием училища. В том же году администрацией Центрального района города Калининграда он был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. До настоящего времени квартиру по избранному месту жительства Н.Г.Мовсумов не получил, от получения квартир в городе Балашове Саратовской области и в городе Черняховске Калининградской области отказался, выданный в 2001 году государственный жилищный сертификат на сумму 205920 рублей возвратил неиспользованным в связи с недостаточностью средств для приобретения жилья, от получения в 2005 году сертификата на сумму 419265 рублей отказался, требуя выделить ему дополнительную сумму для приобретения квартиры в городе Калининграде.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.Г.Мовсумов просит признать пункт 8 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" противоречащим статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации. Нарушение своих конституционных прав заявитель усматривает в том, что в данном пункте не закреплено право для военнослужащих - преподавателей военных образовательных учреждений профессионального образования на обеспечение дополнительной жилой площадью после увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, при том что такое право предусматривалось пунктом 7 статьи 15 утратившего силу Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-I "О статусе военнослужащих".

Заявитель просит также проверить конституционность действий (бездействия) органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и Правительства Калининградской области, не предоставивших ему жилую площадь, в том числе отказа во включении в списки бывших военнослужащих Калининградской области, которым жилье должно быть предоставлено во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 года N 249 "О дополнительных мерах по обеспечению жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", а также конституционность решений судов общей юрисдикции, вынесенных по его искам к органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти Калининградской области и органам местного самоуправления, в которых, в частности, не было учтено Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П, поскольку необходимые изменения в действующее правовое регулирование не внесены.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.Г.Мовсумовым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

2.1. Пунктом 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на дополнительную площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров предоставлено офицерам в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящим военную службу либо уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командирам воинских частей, военнослужащим, имеющим почетные звания Российской Федерации, военнослужащим - преподавателям военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащим - научным работникам, имеющим ученые степени и (или) ученые звания.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право на получение дополнительной жилой площади по своему характеру является льготой, предоставляемой тем или иным категориям граждан с учетом их особого правового статуса, а потому изменение правового регулирования предоставления таких льгот не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2007 года N 446-О-О и от 21 февраля 2008 года N 100-О-О).

Таким образом, жалоба Н.Г.Мовсумова в части, касающейся отказа законодателя от сохранения права на получение дополнительной жилой площади за военнослужащими-преподавателями и после увольнения с военной службы, не может рассматриваться как отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.

Проверка же соответствия Конституции Российской Федерации действий органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственна в силу статьи 125 Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

2.2. Постановлением от 5 апреля 2007 года N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации признал пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет, и указал на необходимость урегулирования федеральным законодателем условий и порядка обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы.

В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Сроки и порядок исполнения обязанности государственных органов и должностных лиц по приведению законов и иных нормативных актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации в случае, если из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, закреплены в статье 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации". Органы государственной власти обязаны принимать соответствующие меры, направленные на выполнение решений Конституционного Суда Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мовсумова Намика Гаджиевича (Гаджибала оглы), поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой, и поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка