• по
Более 62000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 ноября 2008 года N 745-О-О

     
     
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Тиман-Печора Эксплорэйшн" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, С.Д.Князева, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию ЗАО "Тиман-Печора Эксплорэйшн" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ЗАО "Тиман-Печора Эксплорэйшн" просит признать противоречащим статье 57 Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 11 ноября 2003 года N 139-ФЗ), согласно которому объектом налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

По мнению заявителя, названная норма порождает неопределенность в вопросе о порядке и условиях налогообложения объектов недвижимости налогом на имущество организаций. Заявитель утверждает, что в силу этой нормы вопрос о порядке и условиях включения имущества организации в объект налогообложения по данному налогу решается Министерством финансов Российской Федерации, причем с нарушением конституционных принципов, действующих в сфере налогообложения, в том числе запрета на придание обратной силы законам о налогах, ухудшающим положение налогоплательщиков.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные ЗАО "Тиман-Печора Эксплорэйшн" материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

В жалобе выражается несогласие с обоснованностью применения налоговым органом и арбитражным судом пункта 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 года N 26н) при решении вопроса о налогообложении ЗАО "Тиман-Печора Эксплорэйшн" налогом на имущество организаций.

Между тем в соответствии со статьями 118 и 127 Конституции Российской Федерации выбор норм материального права, подлежащих применению с учетом фактических обстоятельств дела к спорным правоотношениям, и их истолкование относятся к полномочиям арбитражного суда, разрешающего спор, а проверка законности и обоснованности его решения в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, - к полномочиям вышестоящих судебных инстанций. Разрешение подобных вопросов не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

3. Вопрос о возможности придания обратной силы нормативным правовым актам неоднократно был предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно правовой позиции, выраженной им в решении от 1 октября 1993 года N 81-Р, основным принципом существования закона во времени является немедленное действие; придание обратной силы закону - исключительный тип его действия во времени, использование которого относится к прерогативе законодателя; при этом либо в тексте закона содержится специальное указание о таком действии во времени, либо в правовом акте о порядке вступления закона в силу имеется подобная норма; законодатель, реализуя свое исключительное право на придание закону обратной силы, учитывает специфику регулируемых правом общественных отношений.

Кроме того, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации не препятствуют обжалованию в судебном порядке актов Министерства финансов Российской Федерации, если эти акты порождают право налоговых органов предъявлять требования к налогоплательщикам, в том числе в случаях, когда такие правовые акты имеют обратную силу (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 года N 442-О и от 16 октября 2007 года N 648-О-О).

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Тиман-Печора Эксплорэйшн", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.Данилов


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: 745-О-О
Принявший орган: Конституционный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 20 ноября 2008

Поиск в тексте