• по
Более 46000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 января 2009 года N 58-Г08-26

     

    [Суд признал недействующим подп.1.2 п.1 постановления Правительства Хабаровского края "О мерах по реализации ФЗ от 28 февраля 2008 года N 12-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам РФ в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения РФ", поскольку наделение Министерства здравоохранения Хабаровского края полномочиями по определению порядка оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь нарушит единый порядок государственного управления, установленный в РФ]

(Извлечение)



Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Меркулова В.П., судей Борисовой Л.В. и Еременко Т.И., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 30 октября 2008 года, которым удовлетворено заявление прокурора Хабаровского края о признании недействующим со дня вступления решения в законную силу подпункта 1.2 пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28.07.2008 N 171-пр "О мерах по реализации Федерального закона от 28 февраля 2008 года N 12-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:


Подпунктом 1.2 пункта 1 постановления Правительства Хабаровского края от 28 июля 2008 года N 171-пр "О мерах по реализации Федерального закона от 28 февраля 2008 года N 12-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации", опубликованного в официальных изданиях: "Тихоокеанская звезда", N 141, 31.07.2008, "Собрание законодательства Хабаровского края", 12.08.2008, N 7 (72) (часть 1), поручено Министерству здравоохранения края определить порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь, категории которых предусмотрены подпунктом 1.1 настоящего постановления. Подпунктом 1.1 поименованы: граждане Республики Беларусь, в том числе Герои Советского Союза и кавалеры ордена Славы трех степеней, граждане, постоянно проживающие, временно проживающие или пребывающие на территории Российской Федерации.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании недействующим приведенного нормативного положения, сославшись на то, что оно принято субъектом Российской Федерации с превышением полномочий и противоречит федеральному законодательству. В соответствии со статьей 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации. Статьей 1 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 24 января 2006 года, ратифицированного Федеральным законом от 28 февраля 2008 года N 12-ФЗ, на Министерство здравоохранения Российской Федерации возложена обязанность по установлению порядка оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь. Такой порядок Минздравсоцразвития РФ установлен на основании письма от 18 апреля 2008 года N 2854-РХ.

Решением Хабаровского краевого суда от 30 октября 2008 года указанное заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Правительство Хабаровского края просит об отмене решения суда как незаконного и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы представления, Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Удовлетворяя заявление прокурора о признании недействующим (в части) постановления Правительства Хабаровского края от 28.07.2008 N 171-пр, суд пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят субъектом Российской Федерации с превышением полномочий и противоречит законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.

Вывод суда, изложенный в решении, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями) определено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

21) организации оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);

21.1) организации оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством субъекта Российской Федерации для определенных категорий граждан;

21.2) организации обеспечения донорской кровью и ее компонентами организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, и муниципальных организаций здравоохранения;

22) организации обязательного медицинского страхования неработающего населения;

23) организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи.

Правовое регулирование отношений, связанных с охраной здоровья граждан, на уровне Российской Федерации осуществляется Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (с последующими изменениями), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьей 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья. В их числе названы организация обязательного медицинского страхования неработающего населения и другие полномочия, перечисленные пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ.

Статьей 5.1 названных Основ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по осуществлению контроля за качеством оказываемой медицинской помощи и лицензированию ряда видов деятельности.

Из анализа приведенных норм федерального законодательства следует, что норма, позволяющая субъекту Российской Федерации осуществлять полномочия по установлению порядка оказания медицинской помощи вышеназванным категориям граждан Республики Беларусь, отсутствует.

Статьей 18 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусмотрено, что иностранным гражданам, находящимся на территории Российской Федерации, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 24 января 2006 года "О порядке оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации в учреждениях здравоохранения Республики Беларусь и гражданам Республики Беларусь в учреждениях здравоохранения Российской Федерации", ратифицированным Федеральным законом от 28 февраля 2008 года N 12-ФЗ, установлен порядок оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации, в соответствии с которым:

- граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации (часть 2 статьи 3);

- Герои Советского Союза и кавалеры ордена Славы трех степеней из числа граждан Республики Беларусь имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение медицинской помощи, включая бесплатное лечение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации (часть 2 статьи 4);

- граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации, имеют равные права с гражданами Российской Федерации на получение скорой медицинской помощи в случае возникновения у них в период пребывания в Российской Федерации заболеваний, представляющих опасность для окружающих (часть 2 статьи 5);

- граждане Республики Беларусь, временно пребывающие и временно проживающие в Российской Федерации и работающие в учреждениях (организациях) Российской Федерации по трудовым договорам, имеют равные права с гражданами Российской Федерации, работающими в данных учреждениях (организациях) на получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Российской Федерации (часть 2 статьи 6).

В связи с ратификацией указанного Соглашения, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издано информационное письмо от 18 апреля 2008 года N 2854-РХ об организации медицинского обслуживания граждан Республики Беларусь, постоянно или временно проживающих в субъектах Российской Федерации. В письме указано на то, что за неработающих граждан Республики Беларусь платежи на обязательное медицинское страхование осуществляют субъекты Российской Федерации, на территории которых зарегистрированы эти граждане. Субъект Российской Федерации, обеспечивая процедуру регистрации по месту жительства неработающих граждан Республики Беларусь в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", берет на себя обязательства по перечислению страхового взноса (платежа) на обязательное медицинское страхование этих граждан.

В соответствии с частью 3 статьи 32 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" органы государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров Российской Федерации.

Исходя из того, что соответствующее правовое регулирование осуществлено Российской Федерацией, вывод в решении суда о том, что наделение Министерства здравоохранения Хабаровского края полномочиями по определению порядка оказания медицинской помощи гражданам Республики Беларусь нарушит единый порядок государственного управления, установленный в Российской Федерации, является правильным, а решение суда - законным и обоснованным.

Ни суду, ни Судебной коллегии не представлено данных о том, что оспариваемый нормативный правовой акт направлен на решение организационных вопросов, связанных с необходимостью оказания медицинской помощи гражданам Беларуси на территории края.

Кассационная жалоба Правительства Хабаровского края не содержит ссылки на доводы и обстоятельства, которые могли бы повлечь отмену обжалуемого решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 360, пунктом 1 статьи 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:


Решение Хабаровского краевого суда от 30 октября 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Хабаровского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: 58-Г08-26
Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 21 января 2009

Поиск в тексте