Действующий


ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 июля 2002 года N 416-П02ПР


[Приговор в части осуждения по ст.316 УК РФ отменен, уголовное дело на основании ч.2 ст.5 УПК РСФСР прекращено за отсутствием в их действиях состава преступления, поскольку, укрывая труп, вещи погибшей, орудие преступления, осужденные прежде всего скрывали свои преступные действия, тесно связанные с убийством, сокрытие ими следов преступления являлось средством собственной защиты от обвинения в совершении изнасилования и кражи]



Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе: Председателя - Лебедева В.М., членов Президиума - Радченко В.И., Сергеевой Н.Ю., Верина В.П., Смакова P.M., Попова Г.Н., Меркушова А.Е., Вячеславова В.К., рассмотрел уголовное дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К-ва на приговор Тюменского областного суда от 3 июля 2001 года, по которому

К., ..., несудимый,

осужден:

по п."б" ч.2 ст.131 УК РФ к 6 годам лишения свободы;

по п.п."а, г" ч.2 ст.158 УК РФ к 3 годам лишения свободы;

по ст.316 УК РФ к одному году шести месяцам лишения свободы.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений к 8 годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Срок наказания исчислен с 19 января 2001 года.

А., ..., несудимый,

осужден:

по ч.1 ст.131 УК РФ к 4 годам лишения свободы;

по ст.316 УК РФ к 1 году лишения свободы.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений к 4 годам 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

По п.п."а", "б" ч.2 ст.132 УК РФ А. оправдан за недоказанностью.

Срок наказания исчислен с 19 января 2001 года.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года приговор оставлен без изменения.

По данному делу также осужден П., протест в отношении которого не приносится.

В надзорном протесте поставлен вопрос об отмене состоявшихся в отношении К. и А. судебных решений в части, касающейся их осуждения по ст.316 УК РФ и прекращении в отношении них уголовного дела в этой части на основании ст.5 п.2 УПК РСФСР. В протесте предлагается считать осужденными: К. по ст.131 ч.2 п."б", 158 ч.2 п.п."а", "г" УК РФ с применением ст.69 УК РФ к лишению свободы сроком на 7 лет и 6 месяцев; А. по ст.131 ч.1 УК РФ к 4 годам лишения свободы.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Бондаренко О.М. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации К-ва , поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:


К. и А. признаны виновными в изнасиловании Л., К. - группой лиц по предварительному сговору и в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжкого преступления - убийства Л., совершенного П. К. также признан виновным в краже имущества Л. группой лиц по предварительному сговору с причинением значительного ущерба потерпевшей.

Преступления совершены в г.Тюмени при следующих обстоятельствах.

В ночь с 16 на 17 декабря 2000 года П., А. и несовершеннолетний К. в квартире у П. распивали спиртные напитки. Около 2 часов ночи А. лег спать, а П. и К. пошли прогуляться. На улице они встретили ранее не знакомую им Л. и пригласили ее в гости. Во время совместного распития спиртных напитков К. и П. предложили ей вступить с ними в половую связь, а когда та отказалась, стали угрожать ей групповым изнасилованием, а затем поочередно совершили с ней насильственные половые акты. К. разбудил А. и предложил ему изнасиловать Л. Тот согласился и совершил с Л. насильственный половой акт.

После этого П., опасаясь, что потерпевшая может обратиться в правоохранительные органы, с целью сокрытия преступлений, совершенных им, К. и А., нанес ей удар ножом в шею, а затем задушил синтетическим шпагатом. К. снял с трупа Л. украшения из золота и забрал из сумки погибшей пейджер. Он и П. сложили в пакет норковое пальто Л., украшения, пейджер, которые впоследствии продали.

Около 6 часов утра П. и К. вынесли труп Л. из квартиры и спрятали его в колодце теплотрассы.

С целью сокрытия следов преступления осужденные сложили в сумку одежду, документы Л., нож и выбросили в канализационный колодец.

Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы протеста, Президиум находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Суд необоснованно признал К. и А. виновными в заранее не обещанном укрывательстве особо тяжкого преступления - убийства Л., поскольку они сами являлись непосредственными участниками преступления в отношении той же потерпевшей. К. и А. изнасиловали Л., причем К. действовал по предварительному сговору в группе с П. Кроме того, К. вместе с П. совершил кражу имущества потерпевшей.

Укрывая труп, вещи погибшей, орудие преступления, осужденные прежде всего скрывали свои преступные действия, тесно связанные с убийством. Сокрытие ими следов преступления являлось средством собственной защиты от обвинения в совершении изнасилования и кражи.

При таких обстоятельствах в действиях К. и А. отсутствует состав преступления, предусмотренного ст.316 УК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.378 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:


Приговор Тюменского областного суда от 3 июля 2001 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 года в отношении К. и А. в части их осуждения по ст.316 УК РФ отменить, уголовное дело на основании ч.2 ст.5 УПК РСФСР производством прекратить за отсутствием в их действиях состава преступления.

На основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ст.ст.131 ч.2 п."б", 158 ч.2 п.п."а", "г" УК РФ, окончательно назначить К. наказание в виде 7 лет и 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

Исключить указание о назначении А. окончательного наказания по совокупности преступлений.

В остальной части состоявшиеся в отношении К. и А. судебные решения оставить без изменения.

Председатель
В.М.Лебедев

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка