• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


Верховный Суд Российской Федерации
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

     
РЕШЕНИЕ

от 9 июня 2008 года N ВКПИ08-35


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействующими п.п.10, 11, 12 Инструкции о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ к государственной тайне в части ограничения прав военнослужащих, находящихся в распоряжении командиров (начальников), на оформление допуска к государственной тайне, поскольку оспариваемые положения не противоречат ст.ст.21-23 Закона РФ "О государственной тайне" и ст.ст.3 и 4 ФЗ "О статусе военнослужащих"]

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С., при секретаре лейтенанте юстиции Гавричкове С.В., с участием старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Ластовского В.Ф., представителей Министерства обороны Российской Федерации по доверенности полковника юстиции Шемета А.А. и подполковника Медведева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рыбакова А.В. о признании незаконными пунктов 10, 11, 12 Инструкции о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 июля 1996 года N 285 (далее - Инструкция), в части ограничения прав военнослужащих, находящихся в распоряжении командиров (начальников), на оформление допуска к государственной тайне,

установила:

Рыбаков обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением.

По его мнению, нормы, содержащиеся в оспариваемых пунктах Инструкции, противоречат положениям ст.21-23 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года N 5485-1 и ст.3 и 4 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ, поскольку ограничивают право военнослужащих, находящихся в распоряжении командиров (начальников), на оформление допуска к государственной тайне, тогда как названные законы, имеющие большую юридическую силу, таких ограничений не содержат.

В подтверждение этого заявитель ссылается на решение Солнечногорского гарнизонного военного суда от 19 апреля 2007 года, которым ему отказано в признании незаконными действий командира войсковой части 92154, связанных с неоформлением ему допуска к государственной тайне и ненаправлении его в связи с этим на обучении (повышение квалификации) по специальности. При этом, мотивируя свое решение, суды первой и последующих инстанций сослались на положения пунктов 10, 11, 12 Инструкции.

В заключение заявления Рыбаков А.В. просит проверить законность и обоснованность, применительно к действующему законодательству РФ, пункты 10, 11, 12 Инструкции о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 июля 1996 года N 285, и признать их недействующими в части, устанавливающей ограничение прав военнослужащих, находящихся установленным порядком в распоряжении командиров (начальников), в оформлении им допуска к государственной тайне как ущемляющие их права, гарантированные законом.

Кроме того, заявитель просит обязать ответчика возместить ему судебные расходы на услуги почтовой связи и оплату государственной пошлины.

Заявитель Рыбаков А.В., своевременно извещенный, о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.

Представители Министра обороны РФ полковник юстиции Шемет А.А. и подполковник Медведев В.А. возражали против удовлетворения заявления Рыбакова А.В., указав, что Инструкция о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная приказом Министра обороны РФ от 30 июля 1996 года N 285, издана в соответствии с полномочиями Министра обороны РФ и не нарушает права заявителя.

Выслушав представителей Министерства обороны Российской Федерации полковника юстиции Шемета А.А. и подполковника Медведева В.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора полковника юстиции Ластовского В.Ф., полагавшего необходимым жалобу заявителя оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявление Рыбакова А.В. не подлежащее удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082) Министерство обороны РФ осуществляет самостоятельно на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовое регулирование в установленной сфере деятельности и в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательные для исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами.

В соответствии с подпунктом 27 пункта 7 Положения Министерство обороны РФ организует деятельность по обеспечению информационной безопасности, защите государственной тайны в Вооруженных Силах.

Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны РФ права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия защиты государственной тайны.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны ораны и безопасности государства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации, 21 июля 1993 года принят Закон РФ N 5485-1 "О государственной тайне" (далее Закон), который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Во исполнение отдельных положений Закона Правительством Российской Федерации 28 октября 1995 года принято Постановление N 1050, которым утверждена Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (далее - Постановление).

В данном Постановлении установлено, что в федеральных органах исполнительной власти в соответствии с требованиями этой Инструкции, особенностями деятельности и характером выполняемых задач при необходимости могут разрабатываться ведомственные инструкции, которые согласовываются с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и утверждаются руководителями этих органов.

При этом руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций организуют доступ должностного типа или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, а также несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые в соответствии со статьей 25 Закона, необходимы ему для выполнения его должностных обязанностей.

Анализируя данные нормы закона и Постановления, следует прийти к выводу, что именно руководителем организации (командиром воинской части) определяется перечень должностей, при прохождении службы в которых необходим допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, а также круг лиц, которые могут быть допущены к этим сведениям.

Во исполнение Закона и Постановления Министром обороны РФ 30 июня 1996 года издан приказ N 285 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ к государственной тайне". Данный приказ, как указано выше, издан надлежащим должностным лицом, в соответствии с возложенными на него полномочиями и прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ (N 1280 от 28 марта 1997 года).

В оспариваемом заявителем пункте 10 определено, что количество лиц. допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в воинских частях должно быть максимально ограниченно. Командиры воинских частей обязаны, обеспечить контроль за тем, чтобы с такими сведениями личный состав ознакамливался только в том объеме, который необходим ему для выполнения должностных обязанностей.

Таким образом, данный пункт Инструкции полностью согласуется с указанными выше требованиями Закона и Постановления.

Не противоречит требованиям Закона и Постановления положения оспариваемого пункта 11 Инструкции, согласно которому перечень должностей, при назначении на которые лица обязаны оформить допуск к секретным сведениям, определяется номенклатурой должностей.

Этот пункт соответствует пункту 13 Постановления, которым определено, что перечень должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформить допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, определяется номенклатурой должностей, утвержденной руководителем организации, и в нее включаются только те должности, по которым допуск граждан к указанным сведениям необходим для выполнения ими должностных обязанностей.

Пунктом 12 Инструкции предусматриваются основания прекращения допуска лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, которые по своему содержанию соответствуют требованиям статьи 23 Закона и пункта 15 Постановления.

Таким образом, анализ приведенных правовых норм позволяет прийти к выводу, что пункты 10, 11 и 12 Инструкции о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июля 1996 года N 285, не противоречат Закону Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", постановлению Правительства Российской Федерации 1995 года N 1050 и не нарушают прав заявителя.

Также не состоятельным является утверждение Рыбакова о противоречии указанных пунктов Инструкции статье 19 Федерального Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и статье 5 Закона Российской Федерации "Об образовании", поскольку пункты 10, 11 и 12 Инструкции по своему содержанию не ограничивают доступ военнослужащих к получению образования и каких-либо иных прав заявителя не затрагивают.

К тому же в самих пунктах 10, 11 и 12 Инструкции не содержится положений, ограничивающих или запрещающих оформление допуска к государственной тайне военнослужащих, находящихся в распоряжении командира.

Рыбакову командиром воинской части отказано в оформлении допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, не потому, что он находился в распоряжении командира, а по причине того, что на момент обращения за оформлением указанного допуска он каких-либо обязанностей по военной службе не исполнял, не планировался он и для назначения на какую-либо должность по военной службе.

Поскольку требования заявителя не подлежат удовлетворению, понесенные им судебные расходы, в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, также не подлежат возмещению.

На основании изложенного, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.194-198, 251-253 ГПК РФ,

решила:

Рыбакову Андрею Вячеславовичу в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 10, 11, 12 Инструкции о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30 июля 1996 года N 285, в части ограничения прав военнослужащих, находящихся в распоряжении командиров (начальников), на оформление допуска к государственной тайне, отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
А.Шалякин




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: ВКПИ08-35
Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 09 июня 2008

Поиск в тексте