• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 мая 2001 года N 59-Г01-5


[Дело по заявлению о признании недействительным постановления главы администрации Амурской области "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья по вновь избранному месту жительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Амурской области" передано на новое рассмотрение, поскольку вывод суда о том, что заявительнице не было отказано в предоставлении жилищной субсидии является необоснованным, так как из решения суда не понятно, на какой срок отложено рассмотрение вопроса о выделении ей субсидии]

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Нечаева В.И., судей Горохова Б.А., Корчашкиной Т.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании 25 мая 2001 года по кассационной жалобе Бондаревой О.Г. на решение Амурского областного суда от 19 февраля 2001 года дело по заявлению Бондаревой Ольги Геннадьевны о признании недействительным постановления главы администрации Амурской области от 16 мая 2000 года N 309 "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья по вновь избранному месту жительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Амурской области".

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Бондарева О.Г. обратилась в суд с жалобой на постановление главы администрации Амурской области от 16 мая 2000 года N 309 "Об утверждении Положения о порядке предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья по вновь избранному месту жительства гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Амурской области", ссылаясь на то, что она состоит в списке очередников на получение жилищных субсидий по переселению граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в жилищном отделе администрации г.Зея.

10 ноября 2000 года жилищная комиссия при администрации г.Зея своим решением утвердила ее кандидатуру на получение жилищной субсидии, что нашло отражение в постановлении главы администрации г.Зея за N 1014 от 10.11.2000. Однако, областная комиссия по координации переселения граждан отказала в предоставлении ей жилищной субсидии, мотивируя свое решение п.1.4 постановления главы администрации Амурской области от 16 мая 2000 года N 309. Данным постановлением предусмотрено 95% средств на выплату субсидий направлять на удовлетворение граждан, состоящих в списках льготной очереди, а 5% - предоставлять выехавшим с Севера не ранее 1 января 1992 года.

Постановление не предусматривает выделение субсидий гражданам, имеющим право на такие субсидии по федеральному законодательству, но состоящим на общей очереди и имеющим северный трудовой стаж не менее 15 лет. Считает, что п.1.4 постановления N 309 противоречит статье 1 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Решением от Амурского областного суда от 19 февраля 2001 года заявление Бондаревой О.Г. было оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Бондаревой О.Г. поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии со статьей 1 Федеральным законом от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определяется частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона (статья 1).

Средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение таких субсидий. Предоставление средств на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, осуществляется под контролем законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (статья 2).

Предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в первую очередь гражданам, работающим в ликвидируемых организациях и проживающим в закрывающихся городах, поселках и на полярных станциях, а также инвалидам, в том числе инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсионерам и гражданам, зарегистрированным более одного календарного года в качестве безработных (статья 4).

Очередность предоставления жилищных субсидий гражданам, а также порядок сдачи выезжающими гражданами занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 10).

Решение суда об отказе в удовлетворении заявленных Бондаревой О.Г. требований мотивировано тем, что первоочередное предоставление субсидий некоторым категориям граждан предусмотрено указанным Федеральным законом, а также тем, что оспариваемое Положение носит временный характер, и после удовлетворения граждан-очередников первой очереди субсидии получат и другие категории граждан, в том числе и заявительница.

Предоставление жилищных субсидий в процентном отношении на льготную и общую очередь не предусмотрено ни Федеральным законом, ни Положением.

Эти выводы суда основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а решение постановлено с существенным нарушением норм процессуального права.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в число которых входит и заявительница Бондаренко О.Г.

Имеющаяся в ст.4 Федерального закона норма о первоочередном предоставлении жилищных субсидий для граждан, являющихся пенсионерами, инвалидами и безработными более одного года, носит рекомендательный для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации характер и не может толковаться как основание для лишения всех иных лиц, перечисленных в ст.1 Закона, права на получение субсидии или как основание для отложения реализации этого права на неопределенный срок (что фактически и является лишением права на получение субсидии).

Пункт 1.4 оспариваемого постановления N 309 от 16.05.2000 предусматривает, что 95% средств направляется на выплату субсидий первоочередной категории граждан, тем самым лишая права на получение субсидий граждан, имеющих на нее право, но состоящих в списках общей очередности.

Вывод суда о том, что заявительнице не было отказано в предоставлении жилищной субсидии является необоснованным, так как из решения суда не понятно на какой срок отложено рассмотрение вопроса о выделении ей субсидии. Федеральный закон не содержит в себе такой нормы, как отложение рассмотрения вопроса о выделении субсидии на неопределенный срок.

Статья 10 Федерального закона предоставляет субъекту Федерации право определять очередность предоставления жилищных субсидий, но не произвольно, а в соответствии с федеральным законодательством. Это подразумевает реальное предоставление субсидий всем категориям граждан, имеющим право на их получение, несмотря на наличие льготной очереди.

Оспариваемым постановлением не предусмотрено выделение субсидий работающим гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера после 1 января 1992 года, что не может быть истолковано иначе, как противоречие со ст.1 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права, подлежит отмене в соответствии с п.4 ст.306 ГПК РСФСР.

Нарушение судом норм процессуального права выражается в неточном определении юридически значимых для данного дела обстоятельств. Наряду с требованиями о признании недействительными норм постановления главы администрации Амурской области, подсудных областному суду в соответствии со ст.115 ГПК РСФСР, суд принял к рассмотрению и ряд требований, подсудных районному (городскому) суду, не обосновав в решении правомерность изменения установленной законом для данной категории дел подсудность.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, уточнить требования Бондаренко О.Г. и разрешить вопрос об их подсудности в соответствии со ст.ст.114, 115 ГПК РСФСР.

На основании п.2 ст.305, ст.ст.306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

определила:

Решение Амурского областного суда от 19 февраля 2001 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка




Номер документа: 59-Г01-5
Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 25 мая 2001

Поиск в тексте