• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
Верховный Суд Российской Федерации
КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 2 апреля 2009 года N КАС09-106


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействующими абз.6 п.9.1 Типовых правил рыболовства и п.73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, поскольку рассматриваемые ограничения рыболовства в виде запрета добычи (вылова) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке, и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца, соответствуют п.13 ст.26 ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"]

(Извлечение)


Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Федина А.И., членов коллегии Манохиной Г.В., Хомчика В.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Крючкова Г.Н. о признании недействующими абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 133, и пункта 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 245, по кассационной жалобе заявителя на решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2009 года, которым в удовлетворении заявления Крючкова Г.Н. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения представителя Министерства сельского хозяйства РФ Денищич Л.Г., Федерального агентства по рыболовству Грущенко В.В. и Пахомова Д.В., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:


Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2005 года N 133 "Об утверждении Типовых правил рыболовства" зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2005 года, регистрационный номер 7002 и опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 38, 19 сентября 2005 года.

Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 апреля 2007 года N 245 "Об утверждении Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна" зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 2007 года, регистрационный номер 9574 и опубликован в "Российской газете" N 122, 8 июня 2007 года.

В соответствии с абзацем шестым пункта 9.1 Типовых правил рыболовства пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца.

Пунктом 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна предусмотрено, что пользователи водными биоресурсами не вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца.

Крючков Г.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании вышеуказанных положений правовых норм недействующими, ссылаясь на их противоречие действующему законодательству, в частности, ст.26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", содержащей перечень на ограничения в сфере рыболовства. По мнению заявителя, введение запрета на вылов водных биоресурсов с незарегистрированного в установленном порядке судна или плавсредства нарушает его права, как гражданина, занимающегося любительским рыболовством.

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2009 года в удовлетворении заявления Крючкова Г.Н. отказано.

В кассационной жалобе Крючков Г.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального права. При этом Крючков Г.Н. указал, что установление Минсельхозом России ограничений рыболовства в оспариваемых пунктах Типовых правил рыболовства и Правилах рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна является ничем не обоснованным, излишним ограничением в сфере сохранности, рационального использования биоресурсов.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст.ст.251, 253 ГПК РФ судом рассматриваются заявления о признании нормативных правовых актов противоречащими полностью или в части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оспариваемые (в части) нормативные правовые акты приняты Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в пределах предоставляемых ему законом (на день издания оспариваемых правовых актов) полномочий, оспоренные положения федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат, следовательно, прав заявителя не нарушают.

В частности, в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2004 года N 315, и Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 года N 164, Минсельхоз России осуществлял нормативно-правовое регулирование в сфере рыболовства.

Правила рыболовства регламентируют деятельность пользователей, осуществляющих рыболовство водных биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в правилах рыболовства устанавливаются:

1) виды разрешенного рыболовства;

2) нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства;

3) ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства;

4) требования к сохранению водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства.

Типовые правила рыболовства запрещают пользователям водных биоресурсов осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца (абзац шестой пункта 9.1).

Суд первой инстанции тщательно проверил доводы заявителя о незаконности установления таких ограничений и пришел к правильному выводу о несостоятельности этих доводов.

Перечень ограничений рыболовства, определяемый в ст.26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", не является исчерпывающим, поскольку пунктом 13 части 1 статьи 26 данного Федерального закона установлено, что могут устанавливаться и иные ограничения рыболовства, в соответствии с федеральными законами.

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (статьи 33, 51), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (статьи 16, 17, 22) устанавливают обязательную регистрацию судов, предусматривая административную ответственность за нарушение правил регистрации судов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в случае управления судном (в том числе маломерным), не зарегистрированным в установленном порядке, либо не прошедшим технического осмотра (освидетельствования), либо не несущим бортовых номеров или обозначений (статья 11.8).

Положения данной нормы воспроизведены в Типовых правилах рыболовства как требование к пользователям водными биоресурсами по ограничению рыболовства, что не может рассматриваться как незаконное ограничение прав граждан на осуществление любительского рыболовства.

Типовые правила рыболовства устанавливают общие требования, предъявляемые к правилам рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

Положения абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства воспроизведены в пункте 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна (Приказ Минсельхоза России от 28 апреля 2007 года N 245). Приведенные выше доводы о соответствии оспариваемых положений абзаца шестого пункта 9.1 Типовых правил рыболовства действующему законодательству в равной мере относятся к пункту 73.1.3 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна.

Рассматриваемые ограничения рыболовства в виде запрета добычи (вылова) водных биоресурсов с судов и других плавсредств, не зарегистрированных в установленном порядке и не имеющих четко нанесенных на борту опознавательных знаков установленного образца, соответствуют п.13 ст.26 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Довод кассационной жалобы о том, что рассматриваемые ограничения не имеют никакого отношения к сфере рыболовства, несостоятелен. Как пояснил в суде первой инстанции представитель Минсельхоза России Бондарь А.В., закрепление вышеуказанных положений имело цель обеспечить безопасность мореплавания и рыболовства, поскольку вылов рыбы с незарегистрированного, не имеющего номерных знаков судна, не позволяет произвести его идентификацию и, следовательно, может повлечь за собой увеличение случаев браконьерства и других правонарушений в сфере рыболовства.

Рассматриваемые ограничения были введены в целях рационального использования водных биоресурсов и их сохранения.

Таким образом Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, издавшее оспоренные нормативные правовые акты, выполнило требование статьи 249 ГПК РФ не только в части доказывания законности положений актов, но и в части обстоятельств, послуживших основанием для их принятия.

Суд первой инстанции проверил все доводы заявителя и отверг их по мотивам, изложенным в решении. Установив, что предусмотренных ч.2 ст.253 ГПК РФ оснований для признания недействующими в оспариваемой части пунктов оспоренных нормативно-правовых актов не имеется, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:


Решение Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Крючкова Г.Н. - без удовлетворения.



Председательствующий:
А.И.Федин

Члены коллегии:
Г.В.Манохина
В.В.Хомчик




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: КАС09-106
Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 02 апреля 2009

Поиск в тексте