Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 марта 2010 года N 416-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Демиденко Вячеслава Михайловича на нарушение его конституционных прав подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Стрекозова, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданина В.М.Демиденко вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.М.Демиденко, работавший штурманом гражданской авиации, оспаривает конституционность подпункта 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

По мнению заявителя, указанное законоположение во взаимосвязи со Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (утвержден постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10), не предусматривая для лиц, работавших в должности штурмана гражданской авиации, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в отличие от лиц, работавших в должности бортпроводника гражданской авиации, включенной в Список N 1, нарушает его конституционные права.

Оспариваемая норма применена в деле заявителя судами общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Закрепляя в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность назначения трудовой пенсии по старости до достижения общеустановленного пенсионного возраста, законодатель при определении оснований возникновения такого права может учитывать как различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях, так и сферу профессиональной деятельности, работа в которой сопряжена с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, обусловленных спецификой труда, влияющих на утрату профессиональной трудоспособности, в том числе вредных условий труда. В связи с этим законодатель в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 названного Федерального закона предусмотрел, что мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона, а в случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного его статьей 7, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам. Данное правовое регулирование направлено на повышенную социальную защиту граждан, работавших на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, в связи с чем не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.

Как следует из содержания жалобы, В.М.Демиденко считает, что работа в должности штурмана гражданской авиации по своим условиям и характеру должна быть предусмотрена в Списке N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, и, соответственно, включаться в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Однако оценка специфики профессиональной деятельности и проверка обоснованности включения Правительством Российской Федерации той или иной профессии (должности) в названный Список не входят в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации.

Кроме того, для лиц, работавших в должности штурмана гражданской авиации, с учетом характера их работы предусмотрена возможность назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста как лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации, в соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Демиденко Вячеслава Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка