Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 сентября 2009 года N 49-О09-116СП

     
При наличии оснований для применения ч.1 ст.62 УК РФ (в ред. от 29 июня 2009 года N 141-ФЗ) срок назначаемого несовершеннолетнему наказания по ч.2 ст.105 УК РФ составляет две трети от наиболее строгого вида наказания, т.е. от десяти лет лишения свободы

(извлечение)



По приговору Верховного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2009 года, постановленного с участием присяжных заседателей, Н., ранее судимый по п."в" ч.2 ст.158 УК РФ к штрафу, осужден к лишению свободы: по п."б" ч.2 ст.131 УК РФ, с учетом ч.6_1 ст.88 УК РФ, - на шесть лет; по пп."ж", "к" ч.2 ст.105 УК РФ, с учетом ч.6_1 ст.88 УК РФ, - на семь лет; на основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний - на девять лет в исправительной колонии общего режима. П., несудимый, осужден к лишению свободы: по п."б" ч.2 ст.131 УК РФ, с учетом ч.6_1 ст.88 УК РФ, - на пять лет; по пп."ж", "к" ч.2 ст.105 УК РФ, с учетом ч.6_1 ст.88 УК РФ, - на семь лет; на основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний - на восемь лет шесть месяцев в воспитательной колонии.

Вердиктом коллегии присяжных заседателей осужденные Н. и П. признаны виновными в изнасиловании Ш., совершенном группой лиц, а также в ее убийстве, совершенном группой лиц, сопряженном с изнасилованием, с целью скрыть другое преступление.

В кассационных жалобах осужденные просили в том числе смягчить назначенное им наказание.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 3 сентября 2009 года изменила приговор суда по следующим основаниям.

Действия осужденных Н. и П. правильно квалифицированы по п."б" ч.2 ст.131 УК РФ как изнасилование, т.е. половое сношение с применением насилия к потерпевшей, группой лиц, что подтверждается вердиктом присяжных заседателей, основанном на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела.

Суд также дал верную юридическую оценку их действиям, квалифицируя их по пп."ж", "к" ч.2 ст.105 УК РФ как убийство потерпевшей Ш.

Однако осуждение Н. и П. по квалифицирующему признаку п."к" ч.2 ст.105 УК РФ - "совершение убийства с целью скрыть другое преступление", необоснованно.

По смыслу уголовного закона под убийством, сопряженным с изнасилованием, следует понимать убийство в процессе совершения изнасилования или с целью сокрытия преступления, а также совершенное по мотивам мести за оказанное потерпевшей сопротивление.

Таким образом, вмененный квалифицирующий признак, предусмотренный п."к" ч.2 ст.105 УК РФ, - "совершение убийства, сопряженного с изнасилованием", уже предполагает сокрытие изнасилования, а другой квалифицирующий признак - "совершение убийства с целью скрыть другое преступление", подлежит исключению из осуждения, как излишне вмененный.

При назначении наказания суд учел характер и степень общественной опасности содеянного, требования, предусмотренные ст.60, чч.6, 6_1 ст.88 УК РФ, личность виновных, влияние назначенного наказания на исправление, на условия жизни их семей, уровень их психического развития и все обстоятельства дела.

В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд признал явку Н. и П. с повинной, их несовершеннолетний возраст, чистосердечное раскаяние. Кроме того, судом было принято во внимание наличие положительных характеристик осужденных, совершение П. преступления впервые, занятие Н. общественно полезным трудом.

Вместе с тем, учитывая положения ст.10 УК РФ об обратной силе уголовного закона, устраняющего преступность деяния, смягчающего наказание или иным образом улучшающего положение лица, совершившего преступления, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ приходит к выводу о необходимости изменения приговора в части назначения наказания Н. и П. по пп."ж", "к" ч.2 ст.105 УК РФ, в соответствии с требованиями ч.1 ст.62 УК РФ о назначении наказания при наличии смягчающих обстоятельств в новой редакции Федерального закона от 29 июня 2009 года N 141-ФЗ.

Так, согласно ч.1 ст.62 УК РФ при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами "и" и (или) "к" ч.1 ст.61 УК РФ, и отсутствия отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Суд признал явку Н. и П. с повинной в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, предусмотренного п."и" ч.1 ст.61 УК РФ, при этом отягчающих наказание обстоятельств в отношении них судом установлено не было.

В этой связи, учитывая новую редакцию ч.1 ст.62 УК РФ, срок назначаемого несовершеннолетнему наказания по ч.2 ст.105 УК РФ не может превышать шести лет восьми месяцев лишения свободы (двух третей от наиболее строгого вида наказания, назначаемого несовершеннолетнему, - десять лет лишения свободы).

Срок наказания, назначенный Н. и П. по пп."ж", "к" ч.2 ст.105 УК РФ, а также назначенное им по совокупности преступлений окончательное наказание, подлежит смягчению.

Судебная коллегия приговор Верховного суда Республики Башкортостан от 29 мая 2009 года изменила, исключила осуждение Н. и П. по квалифицирующему признаку "совершение убийства с целью сокрытия другого преступления", предусмотренному п."к" ч.2 ст.105 УК РФ; смягчила наказание, назначенное Н. и П. по пп."ж", "к" ч.2 ст.105 УК РФ, до шести лет восьми месяцев лишения свободы каждому; на основании ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п."б" ч.2 ст.131, пп."ж", "к" ч.2 ст.105 УК РФ, окончательно назначила Н. - восемь лет шесть месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима, а П. - восемь лет лишения свободы в воспитательной колонии. В остальном приговор оставлен без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Бюллетень Верховного Суда

Российской Федерации,

N 4, апрель 2010 года