Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 марта 2010 года N 50-Г10-4


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления правительства Омской области "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36", поскольку постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, прав заявителя как налогоплательщика не нарушает]



Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Пирожкова В.Н., судей Калининой Л.А., Анишиной В.И., при секретаре Царевой Н.В., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Шрейдер М.А. на решение Омского областного суда от 22 декабря 2009 года, которым отказано в удовлетворении ее заявления о признании недействующим постановления правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (в редакции постановления Правительства Омской области от 26.11.2008 N 193-п) в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 04:0078 (п.110131 Таблицы "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году").

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., Фетисова В.В. - представителя правительства Омской области и губернатора Омской области, просившего решение оставить без изменения, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным, а поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия

установила:

Шрейдер М.А. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим постановления правительства Омской области от 19 декабря 2007 года N 174-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36" (в редакции постановления Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года 193-п) в части утверждения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 04:0078 (пункт 110131 Таблицы "Кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска по результатам работ по определению кадастровой стоимости земельных участков, проведенных в 2007 году"), сославшись на нарушение прав, предоставленных земельным и налоговым законодательством Российской Федерации.

В обоснование заявления указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:16 01 04:0078, площадью 2279,00 кв. метров, предоставленный для общественно-деловых целей под здание (склад), местоположение которого установлено относительно здания, имеющего почтовый адрес: город Омск, Ленинский административный округ, улица 2-я Карьерная, д.7.

Оспариваемым постановлением Правительства Омской области кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена в размере 23398173,94 рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость.

По мнению заявителя, сложившаяся ситуация обусловлена нарушением процедуры оценки кадастровой стоимости земельного участка.

Так, величина кадастровой стоимости, по утверждению Шрейдер М.А., определена с учетом отнесения земельного участка к группе участков с видом разрешенного использования N 7 (земельные участки, предназначенные для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии). Между тем, на земельном участке такого рода объекты отсутствуют, а расположен принадлежащий заявителю на праве собственности склад. Полагала, что оценщиком неверно определен вид разрешенного использования земельного участка; земельный участок следовало отнести к 9 группе вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок).

Просила признать недействительным Отчет N 05-09/02 Омского филиала ФГУП "ФКЦ "Земля" в части определения кадастровой стоимости спорного земельного участка; произвести перерасчет кадастровой стоимости спорного земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, установленного как для общественно-деловых целей под здание (склад), со средним удельным показателем, равным 3483,49 рублей за кв.м с 1 января 2008 года; исключить из постановления Правительства Омской области N 193-п от 26 ноября 2008 года запись N 110131 в приложении к постановлению относительно спорного земельного участка с 26 ноября 2008 года.

Правительство Омской области и губернатор Омской области, привлеченные к участию в деле Министерство имущественных отношений Омской области, управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области, ФГУП "ФКЦ "Земля" с заявлением не согласились.

Решением Омского областного суда от 22 декабря 2009 года заявление оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Шрейдер М.А. просит об отмене решения как вынесенного с нарушением норм процессуального и материального права и направлении дела на новое рассмотрение.

Относительно кассационной жалобы правительством и губернатором Омской области поданы возражения.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия не находит их подлежащими удовлетворению ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4).

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10).

Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

В период проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов муниципального образования г.Омск действовали Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N 39, и Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 года N П/0152.

Подпунктом 1.2 пункта 1 Методических указаний и пункта 1.2 Технических рекомендаций предусмотрено определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по видам разрешенного использования, всего таких видов установлено 16.

Подпунктом 2.2.1 пункта 2.2 Методических указаний установлено, что расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе указанных видов разрешенного использования осуществляется на основе построения статистических моделей в следующем порядке: определение состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировка земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбор рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.

Состав факторов стоимости определяется для каждого вида разрешенного использования земельных участков в составе земель населенных пунктов на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации. В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Состав факторов стоимости обосновывается (подпункт 2.2.2 пункта 2.2 Методических указаний).

В соответствии с приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 6 февраля 2007 года N П/0017 "Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель в 2007 году" (в редакции от 28 февраля 2007 года) на территориальные органы Роснедвижимости была возложена обязанность провести работы по государственной кадастровой оценке земель в составе земель населенных пунктов.

Приказом Минэкономразвития РФ от 28 июня 2007 года N 215 утвержден Административный регламент Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель".

Согласно пунктам 3, 4 указанного Административного регламента государственная функция по организации проведения государственной кадастровой оценки земель исполняется Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации. Исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель включает следующие административные процедуры: подготовка документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации; формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации; выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации; проверка результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение; утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр, определение кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет, а также земельных участков, в отношении которых прошли государственный кадастровый учет текущие изменения, связанные с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков; разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.

Приложением N 7 к Административному регламенту утверждена форма акта отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков.

Как видно из материалов дела, заявителем оспаривается отдельное положение нормативного правового акта. Поэтому при вынесении решения, суд правильно руководствовался положениями статей 251-253 ГПК РФ, нормами которых регламентируется производство такой категории дел. При этом безотносительно к доводам заявленных требований, суд в полной мере проверил, соответствует ли оспариваемое положение федеральному законодательству, обладающему большей юридической силой и подлежащему применению по данному делу; выяснил, издан ли оспоренный нормативный правовой акт в пределах полномочий органа или должностного лица; а также соответствует ли закону содержание, форма, порядок принятия и опубликования оспариваемого акта.

В частности, отказывая Шрейдер М.А. в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, прав заявителя как налогоплательщика не нарушает.

Такой вывод суда не противоречит смыслу и содержанию принципа платности использования земли, регламентированного пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как видно из предписаний статей 65, 66 этого же Федерального закона, устанавливая кадастровую стоимость земельного участка для целей налогообложения, федеральный законодатель, тем не менее, не предусматривает ни минимальных, ни максимальных размеров кадастровой стоимости земельного участка.

Следовательно, при отсутствии объективных критериев у суда нет оснований при проверке законности правового акта для выводов о снижении уровня правовых гарантий заявителя, предусмотренных земельным законодательством.

Судебная коллегия соглашается с суждениями суда о соблюдении органами исполнительной власти порядка проведения государственной кадастровой оценки земель.

Из имеющихся в деле доказательств усматривается, что организация проведения и осуществление государственной кадастровой оценки земель не является произвольной. Оценка земельного участка проведена ФГУП "ФКЦ "Земля"совместно с ООО "Центр менеджмента оценки и консалтинга" с использованием специального программного обеспечения, предоставленного управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области. По результатам составлен отчет N 05-09/02 от 27 ноября 2007 года; при расчете кадастровой стоимости земельного участка заявителя использовались сведения о виде разрешенного использования земельного участка, который был установлен Роснедвижимостью при формировании перечня земельных участков, подлежащих оценке, а также информация о 4 факторах стоимости и 549 объектах-аналогах (рыночная информация), собранных для 7 группы видов разрешенного использования; результаты кадастровой оценки в виде кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:16 01 04:0078 после проверки уполномоченным органом были положены в основу постановления N 193-п.

Ссылки заявителя на то, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:16 01 04:0078 следовало отнести не к группе 7, а к группе 9 вида разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок), что повлияло бы на величину кадастровой стоимости земельного участка, не могут изменить правовую судьбу постановленного решения.

Как следует из материалов дела, присвоение земельному участку заявителя 7 группы вида разрешенного использования осуществлено приказом Управления Роснедвижимости по Омской области N 78 от 24 июня 2007 года "О присвоении группы видов разрешенного использования", N записи 1442 приложения к приказу. Из преамбулы приказа усматривается, что его принятие имело целью обеспечение проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.

Перечень земельных участков в составе земель населенных пунктов города Омска Омской области, переданный Управлением Роснедвижимости по Омской области оценщику и являющийся составной частью отчета ФГУП "ФКЦ "Земля", в отношении земельного участка заявителя в графе 10 "Номер вида разрешенного использования" содержит указание на 7 группу вида разрешенного использования, а в графе 14 "Документ - основание" содержит ссылку на приказ Управления Роснедвижимости по Омской области N 78 от 24 июня 2007 года. Указанный приказ не отменен и не изменен.

Исходя из того, что данный правовой акт является самостоятельным правовым актом, суд обоснованно пришел к выводу о том, что заявитель не лишен возможности в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решить вопрос об изменении вида разрешенного использования.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 361, 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Омского областного суда от 22 декабря 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Шрейдер М.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка