Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 марта 2009 года N КАС09-31


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействующим п.3 Инструкции об организации изучения, совершенствования и подтверждения уровня знаний иностранных языков военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и гражданским персоналом федеральных органов государственной охраны о выплате им надбавки за знание и практическое применение в служебной деятельности (работе) иностранных языков]

[Извлечение]



Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - А.И.Федина, членов коллегии - Г.В.Манохиной, В.В.Хомчика, с участием прокурора Е.И.Белоусова, рассмотрела в судебном заседании 10 марта 2009 года гражданское дело по заявлению Киприяновой Л... А… о признании противоречащим закону и недействующим п.3 Инструкции об организации изучения, совершенствования и подтверждения уровня знаний иностранных языков военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и гражданским персоналом федеральных органов государственной охраны о выплате им надбавки за знание и практическое применение в служебной деятельности (работе) иностранных языков, утвержденной приказом Федеральной службы охраны Российской Федерации от 22 февраля 2007 года N 92/ДСП, по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2008 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хомчика В.В., выступление представителя Федеральной службы охраны Российской Федерации Шатохина М.В. , возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора Белоусова Е.И., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:


Киприянова Л.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше заявлением, считая, что Инструкция, утвержденная приказом Федеральной службы охраны Российской Федерации от 22 февраля 2007 года N 92/ДСП в названной части противоречит закону, а также нарушает её права.

В частности, в заявлении Киприянова Л.А. указала, что п.3 Инструкции в той части, которой установлено, что подтверждение уровня знаний иностранных языков сотрудниками федеральных органов государственной охраны осуществляется в образовательных учреждениях ФСО России, ФСБ России, других федеральных органов исполнительной власти, имеющих государственную аккредитацию и обладающих правом выдачи документов государственного образца на ведение профессиональной деятельности в сфере, требующей знание иностранного языка, противоречит п.1 ст.10 и п.п.9, 10 ст.13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающим установление надбавок и выплат военнослужащим дифференцировано в зависимости от сложности, объема и важности выполняемых ими задач. Оспариваемый нормативный правовой акт также противоречит п.2 Декларации Международной организации труда от 18 июня 1998 года "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда". При этом требование оспариваемого нормативного правового акта о подтверждении уровня знаний иностранных языков исключительно в образовательных учреждениях ФСО и ФСБ России нарушает ее право на выплату надбавки за знание и применение в служебной деятельности иностранного языка.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2008 года в удовлетворении заявления Киприяновой Л.А. отказано.

В кассационной жалобе Киприянова Л.А., не соглашаясь с этим решением Военной коллегии, просит его отменить. Суд, по её мнению, нарушил и неправильно применил нормы материального права. В частности, приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации от 22 февраля 2007 года N 92/ДСП в названной части нарушает её право на образование, поскольку в этом приказе определено, что экзамены можно сдавать только в государственных, а не в произвольно избранных учебных заведениях. Приказ также нарушает её право на оплату труда без дискриминации, так как оплата её труда производится независимо от объема и квалификации труда.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Так, правильно указано в решении Военной коллегии, что согласно п.п.9, 10 ст.13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" кроме выплат, предусмотренных этим Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.

Кроме дополнительных выплат, предусмотренных этой статьей, сохраняются другие дополнительные выплаты, ранее установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 года N 65 установлен максимальный размер надбавки за знание иностранных языков военнослужащим - 20 процентов от должностного оклада, ограничение в абсолютных величинах отменено.

Согласно п.п.14, 32 п.14 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 года N 1013, директор ФСО России на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов издает нормативные правовые акты, в том числе совместно или по согласованию с руководителями других федеральных органов исполнительной власти, организует проверку их исполнения; определяет порядок и условия выплаты военнослужащим и гражданскому персоналу федеральных органов государственной охраны надбавок, доплат, премий и вознаграждений, предусмотренных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливает в пределах выделенных из федерального бюджета средств другие дополнительные денежные выплаты военнослужащим и гражданскому персоналу федеральных органов государственной охраны, в том числе из фонда социальной защищенности военнослужащих и гражданского персонала федеральных органов государственной охраны.

Проанализировав изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что директор ФСО Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, устанавливающие, а также регулирующие порядок и условия выплаты надбавок военнослужащим данного федерального органа исполнительной власти, в том числе и устанавливать порядок подтверждения уровня знаний иностранных языков сотрудниками федеральных органов государственной охраны.

Как видно из Инструкции, утвержденной приказом Федеральной службы охраны Российской Федерации от 22 февраля 2007 года N92/ДСП, знание военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, и лицами гражданского персонала федеральных органов государственной охраны, иностранных языков является одним из элементов их профессиональной подготовленности.

Пунктом 3 Инструкции определены образовательные учреждения, в которых сотрудники ФСО России подтверждают уровень знаний иностранных языков. При этом, кроме образовательных учреждений ФСО и ФСБ России, в данном нормативном правовом акте указываются и образовательные учреждения иных федеральных органов исполнительной власти, имеющих государственную аккредитацию и обладающих правом выдачи документов государственного образца на ведение профессиональной деятельности в сфере, требующей знание иностранного языка.

В приказе Федеральной службы охраны Российской Федерации от 22 февраля 2007 года N 92/ДСП подробно регламентирована организация изучения и совершенствования сотрудниками ФСО России знаний иностранного языка и порядок выплаты ежемесячной надбавки за знание и практическое применение в служебной деятельности иностранных языков.

Из п.6 Инструкции следует, что подтверждение уровня знаний иностранных языков осуществляется на экзаменах, проводимых образовательными учреждениями по окончании обучения по программам повышения квалификации или завершении семинаров по совершенствованию навыков устной речи.

При таких обстоятельствах правильно указала Военная коллегия в решении, что приказ Федеральной службы охраны Российской Федерации от 22 февраля 2007 года N 92/ДСП издан директором ФСО России в пределах своих полномочий и нет оснований считать его противоречащим в оспариваемой части Федеральному закону "О статусе военнослужащих" и Декларации Международной организации труда от 18 июня 1998 года "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда", поскольку названное положение приказа не нарушает прав и законных интересов Киприяновой Л.А. Утверждение же Киприяновой Л.А. о том, что факт сдачи кандидатского экзамена по иностранному языку в Московской академии образования Натальи Нестеровой является подтверждением уровня знаний иностранного языка для профессиональной деятельности референта-переводчика УПС Спецсвязи ФСО России, в качестве которого она проходит военную службу, является ошибочным.

Таким образом, кассационная жалоба Киприяновой Л.А. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:


Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Киприяновой Л.А. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.Федин

Члены коллегии
Г.В.Манохина
В.В.Хомчик




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка