Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 ноября 2010 года N 1481-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ямщикова Геннадия Александровича на нарушение его конституционных прав положением пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: заместителя Председателя С.П.Маврина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданина Г.А.Ямщикова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Гражданин Г.А.Ямщиков, с 23 июля 1996 года являющийся получателем пенсии за выслугу лет как работник летного состава гражданской авиации и чей специальный стаж, исчисленный из общего налета часов за период с 15 октября 1976 года по 22 июля 1996 года, составил 56 лет 9 месяцев, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривает конституционность положения пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке.

По мнению заявителя, оспариваемое положение противоречит статьям 1 (часть 1), 15 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, а также нарушает права лиц, работавших в летном составе гражданской авиации, закрепленные в статьях 2, 7, 17, 18 и 39 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяет исчислять продолжительность страхового стажа в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством для исчисления продолжительности стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специального стажа).

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Г.А.Ямщиковым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил подсчета трудового стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Вопросы, связанные с назначением, выплатой, перерасчетом и индексацией трудовых пенсий, "в настоящее время регулируются вступившим в силу с 1 января 2002 года Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Понятие страхового стажа, периоды, которые подлежат включению в страховой стаж, и порядок его подсчета определены в статьях 2, 10-13 указанного Федерального закона. Под страховым стажем понимается учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; его величина не влияет на размер трудовой пенсии. Понятие же "общий трудовой стаж" применяется в названном Федеральном законе для определения порядка исчисления расчетного размера трудовой пенсии, величины расчетного пенсионного капитала и стажевого коэффициента, влияющего на расчетный размер трудовой пенсии, а также учитывается при досрочном назначении пенсий отдельным категориям граждан (пункты 3, 4, 6, 9 и 10 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Таким образом, оспариваемая заявителем норма в системной связи с указанными положениями Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" является элементом правового механизма реализации конституционного права граждан на пенсионное обеспечение и не может рассматриваться как нарушающая его права.

Как следует из жалобы, Г.А.Ямщиков, необоснованно отождествляя понятия страхового стажа и специального трудового стажа, настаивает на исчислении страхового стажа (продолжительность которого составляет 22 года 7 месяцев 13 дней) при определении права на установление фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости ему как лицу, проработавшему не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, в порядке и на условиях, установленных действующим пенсионным законодательством для определения продолжительности стажа на соответствующих видах работ (специального стажа).

Между тем разрешение этого вопроса связано с внесением изменений в действующее законодательство, что является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ямщикова Геннадия Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя
Конституционного Суда
Российской Федерации
С.П.Маврин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка