Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 4 апреля 2011 года N ГКПИ11-210


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействующими частично п.7 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство и п.п.39, 39.3 Административного регламента по предоставлению ФМС государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в РФ, поскольку оспариваемые нормы не ограничивают право иностранного гражданина на подачу в органы ФМС России заявления и документов для выдачи вида на жительство в случаях, когда у супруга (супруги) данной категории лиц отсутствует регистрация по месту жительства, а также в случае расторжения брака, на основании которого лицо получило разрешение на временное проживание без учета квоты]

[Извлечение]

___________________________________________________________________
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16.06.2011 N КАС11-277 данное решение оставлено без изменения
___________________________________________________________________



Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре Александрове В.О., с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Фрумос И., Хачатряна Г.А. о признании недействующими: частично пункта 7 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года N 794, пунктов 39, 39.3 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 года N 41,

установил:


Подпунктом "в" пункта 7 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство установлено, что лица, получившие разрешения на временное проживание по основаниям, предусмотренным подпунктами 2, 3 и 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, помимо документов, перечисленных в пункте 6 названного Положения, представляют свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги), имеющего (имеющей) гражданство Российской Федерации (далее - Положение).

Согласно пунктам 39 и 39.3 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации иностранный гражданин, получивший разрешение на временное проживание без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты и состоящий в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации, одновременно с документами, указанными в пункте 38 Административного регламента, представляет свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги).

Граждане Фрумос И., Хачатрян Г.А. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: частично пункта 7 Положения и пунктов 39, 39.3 Административного регламента, предусматривающих предоставление для получения вида на жительство свидетельства о браке и паспорта супруга.

Как указывают заявители, оспариваемые положения нормативных правовых актов расширяют перечень оснований отказа в выдаче вида на жительство, а также лишают иностранного гражданина, брак которого в установленном порядке прекращен, или когда у супруга отсутствует регистрация по месту жительства, права на получение вида на жительства.

Обязав иностранного гражданина предоставлять для получения вида на жительство свидетельство о браке и паспорт супруга, Правительство Российской Федерации вышло за пределы предоставленной ему федеральным законодателем компетенции, установило дополнительные требования для получения вида на жительство, чего делать было не вправе.

В суде представитель заявителей Важенков А.В. поддержал заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной миграционной службе (поручение от 28 февраля 2011 года N ВВ-П4-1158).

Представители Правительства Российской Федерации и Федеральной миграционной службы Оганесяна А.Л., Шараховой Я.Ю., Шорыгиной Н.А., Министерства юстиции Российской Федерации Михалевича В.И. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили, что оспариваемые положения нормативных правовых актов соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий государственных органов, не нарушают права и законные интересы иностранных граждан в Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителя заявителей Важенкова А.В., представителей Правительства Российской Федерации и Федеральной миграционной службы, Оганесян А.Л., Шарахова Я.Ю., Шорыгина Н.А., Минюста России Михалевич В.И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности регулируются Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ). Данный Федеральный закон в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого Положения, к полномочиям Правительства Российской Федерации относил утверждение порядка выдачи вида на жительство и перечня документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство (пункт 5 статьи 8).

Во исполнение этого предписания Правительство Российской Федерации постановлением от 11 ноября 2002 года N 794* утвердило Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство. Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации N 45, 11 ноября 2002 года, "Российской газете" от 13 ноября 2002 года.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "постановлением от 1 ноября 2002 года N 794" - Примечание изготовителя базы данных.

Согласно Федеральному закону от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, а отдельным категориям иностранных граждан такое разрешение выдается без учета квоты (пункты 1, 3 статьи 6).

Названным Федеральным законом вид на жительство определяется как документ определенного срока действия, который выдается иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (статьи 2, 8).

Учитывая правовой статус супругов, определяемый семейным законодательством, особенности правового положения иностранных граждан, состоящих в браке с российскими гражданами, пункт 7 Положения предусматривает при подаче заявления о выдаче вида на жительство лицом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации, предоставить свидетельство о браке и паспорт супруга (супруги), что соответствует требованиям Федерального закона.

В подпункте 4 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ предусмотрена выдача разрешения на временное проживание иностранному гражданину, состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации без учета квоты. Указание в пункте 7 Положения на данную норму не может рассматриваться как противоречие действующему законодательству, поскольку высшему исполнительному органу государственной власти Российской Федерации законодателем было предоставлено право устанавливать порядок выдачи вида на жительство (Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ такое право предоставлено федеральному органу исполнительной власти в сфере миграции), определяя содержание правовых норм.

Требование о предоставлении лицом, состоящим в браке с гражданином Российской Федерации, свидетельства о браке и паспорта супруга для подтверждения наличия правового статуса супруга при подаче заявления о выдаче вида на жительство не является произвольным и соответствует действующему законодательству.

Юридическим фактом, порождающим права и обязанности супругов, является государственная регистрация заключения брака в органах записи актов гражданского состояния. В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

В паспорте гражданина Российской Федерации согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828, производится отметка о регистрации и расторжении брака соответствующими органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации (пункт 3).

Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации утвержден приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 года N 41. Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 апреля 2008 года, регистрационный номер 11525 и опубликован в "Российской газете" 14 мая 2008 года.

Оспариваемые положения пункта 39 и 39.3 Административного регламента соответствуют пункту 7 Положения. В связи с чем приведенные выше обоснования о соответствии пункта 7 Положения действующему законодательству применимы в равной мере к нормам Административного регламента и не нарушают права заявителей.

Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ в статье 9 определяет основания отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство. Так, согласно подпункту 12 пункта 1 данной статьи, вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если иностранный гражданин заключил брак с гражданином Российской Федерации, послуживший основанием для получения вида на жительство, и этот брак признан судом недействительным.

Из содержания пункта 7 Положения, пунктов 39 и 39.3 Административного регламента следует, что такие документы как свидетельство о браке и паспорт супруга, представляет иностранный гражданин, состоящий в браке с российским гражданином. Данные нормы не ограничивают право иностранного гражданина на подачу в органы ФМС России заявления и документов для выдачи вида на жительство в случаях, когда у супруга (супруги) данной категории лиц отсутствует регистрация по месту жительства, а также в случае расторжения брака, на основании которого лицо получило разрешение на временное проживание без учета квоты.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:


Заявление Фрумос И., Хачатряна Г.А. о признании недействующими: частично пункта 7 Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2002 года N 794, пунктов 39, 39.3 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы от 29 февраля 2008 года N 41, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.


Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.Романенков

     

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Верховного Суда РФ

www.vsrf.ru (сканер-копия)

по состоянию на 15.04.2011