• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

   
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 8 апреля 2011 года N ГКПИ11-187


[Суд отказал в удовлетворении заявления о признании частично недействующими п.п.1.2, 1.3 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, так как оспариваемые предписания Инструкции не противоречат требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, п.3 ст.24 ФЗ "О безопасности дорожного движения" и ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"]

[Извлечение]

___________________________________________________________________
Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16.06.2011 N КАС11-276 данное решение оставлено без изменения
___________________________________________________________________



Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре Степанищеве А.В., с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Эжватранс" о признании частично недействующими пунктов 1.2, 1.3 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 года, и Приложения 1 к ней,

установил:


Министерством транспорта Российской Федерации 27 мая 1996 года утверждена Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (далее - Инструкция), зарегистрированная в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 1996 года, регистрационный N 1146.

В пункте 1.2 Инструкции раскрывается содержание используемых в ней терминов и определений. Под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, приведенных в разделе I Приложения 1 к Инструкции (далее - Приложение 1).

Согласно пункту 1.3 Инструкции крупногабаритные и тяжеловесные грузы, пропуск которых разрешается по дорогам, исходя из несущей способности дорожных одежд и сооружений, в зависимости от массы и размеров подразделяются на две категории: категория 1 - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса на каждую ось, а также габариты по высоте, ширине или длине превышают значения, установленные в разделе I Приложения 1, но не относится к категории 2; категория 2 - транспортное средство, весовые параметры которого с грузом или без груза соответствуют величинам, приведенным в разделе II Приложения 1.

В таблице П.1.1 пункта 2.1 раздела I Приложения 1 приведены осевые массы двухосных автотранспортных средств (далее - АТС) и двухосных тележек, значения которых не должны превышаться. В таблице П.1.2 пункта 2.2, таблице П.1.3 пункта 2.3 Приложения 1 указаны осевые массы трехосных тележек и полные массы АТС, которые также не должны превышаться.

Пунктом 2.4 раздела I Приложения 1 предусмотрено, что при движении по мостовым сооружениям полная масса АТС не должна превышать значений, приведенных в таблице П.1.4.

ООО "Эжватранс" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 1.2, 1.3 Инструкции в части признания грузов тяжеловесными, а также пункта 2.1, таблицы П.1.1, пункта 2.2, таблицы П.1.2, пункта 2.3, таблицы П.1.3, пункта 2.4, таблицы П.1.4 раздела I Приложения 1. В заявлении указано, что оспариваемые предписания не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку неправомерно устанавливают весовые ограничения транспортных средств по полной и осевой массе, превышение которых влечет за собой применение мер имущественной ответственности. Кроме того, отмечено, что Инструкция принята Министерством транспорта Российской Федерации с превышением имеющихся у него полномочий.

В судебном заседании представители ООО "Эжватранс" Белых Л.И. и Гудкова Н.В. поддержали заявленные требования и просили об их удовлетворении.

Представители Министерства транспорта Российской Федерации Тонких С.Р., Чертков А.В., Емельянов А.В., Синельников Д.В. и Злобин А.А. требования заявителя не признали, ссылаясь на то, что на день рассмотрения дела Инструкция является единственным нормативным правовым актом, устанавливающим правила перевозки тяжеловесных грузов, и до установления Правительством Российской Федерации значений предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства оспариваемые предписания подлежат применению, так как не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Покидова И.В. поддержала позицию Министерства транспорта Российской Федерации и полагала, что требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требований, суд находит заявление ООО "Эжватранс" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Пунктом 11 статьи 11 Федерального закона установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, масса которых с грузом или без груза и (или) масса нагрузки в расчете на одну ось которых превышают нормы, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - транспортные средства, осуществляющие перевозки тяжеловесных грузов), и порядка определения размера такого вреда отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Федерального закона движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи. Для получения специального разрешения требуется в том числе возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством, в порядке, предусмотренном частью 8 этой статьи.

Частью 8 названной статьи закреплено, что порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение поручения законодателя Правительством Российской Федерации 16 ноября 2009 года утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила возмещения вреда). Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, определяется в зависимости от превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства.

На день рассмотрения дела правил перевозки грузов автомобильным транспортом, устанавливающих значения предельно допустимой массы транспортного средства и предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, Правительством Российской Федерации не утверждено. Однако это не означает, что до их принятия не могут применяться соответствующие значения весовых ограничений транспортных средств по полной и осевой массе, установленные Инструкцией, поскольку в силу части 1 статьи 62 Федерального закона до приведения в соответствие с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, указанные федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Федеральному закону. Оспариваемые предписания Инструкции, касающиеся определения весовых параметров тяжеловесных грузов, Федеральному закону не противоречат, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, имеющих большую юридическую силу, по данному вопросу в настоящее время не имеется.

Довод заявления о том, что Инструкция принята федеральным органом исполнительной власти с превышением имеющихся у него полномочий, является ошибочным. Инструкция утверждена Министерством транспорта Российской Федерации в силу прямого поручения Правительства Российской Федерации (пункт 2 постановления от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования"). Данное обстоятельство подтверждено вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 2011 года по гражданскому делу N ГКПИ10-1618. В этом решении также констатировано, что пункт 1.1 Инструкции, предусматривающий, что ею регулируется порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов, не противоречит Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090.

Суд не может согласиться и с доводами заявления о противоречии оспариваемых предписаний Инструкции требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 (далее - Технический регламент), так как они имеют разные предметы правового регулирования. Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств, и не определяет порядок перевозки автомобильным транспортом крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов по дорогам общего пользования, а также улицам городов и населенных пунктов. В Техническом регламенте не приводится определений тяжеловесного и крупногабаритного грузов, и соответственно не задаются весовые и габаритные параметры для отнесения груза к категории тяжеловесного или крупногабаритного.

Следует также отметить, что Правительство Российской Федерации, уполномоченное федеральным законодателем на установление порядка определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, связало исчисление размера платы в счет возмещения такого вреда с предельными значениями, которые устанавливаются именно правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, а не иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (пункт 5 Правил возмещения вреда).

Отсутствует противоречие Инструкции в оспариваемой части и пункту 3 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", поскольку названная норма говорит о праве свободного и беспрепятственного передвижения по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Пунктом 23.5 Правил дорожного движения Российской Федерации закреплено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами. Такие специальные правила в отношении перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов и установлены Инструкцией.

Согласно части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:


ООО "Эжватранс" в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия судом в окончательной форме.



Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.Зайцев




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка (сканер-копия)

Номер документа: ГКПИ11-187
Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 08 апреля 2011

Поиск в тексте