ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2011 года N 2081/11


[Дело по заявлению о признании недействительным решения МИФНС о начислении недоимки по земельному налогу на направлено новое рассмотрение, поскольку авансовый платеж представляет собой часть налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не мог быть уплачен обществом на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода]



Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Бациева В.В., Валявиной Е.Ю., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л. - рассмотрел заявление закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2010 по делу N А57-4717/10, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2010 по тому же делу.

В заседании приняли участие представители:

от заявителя - закрытого акционерного общества "Балаковский автомобильный завод" - Залетова И.А., Кокшарова Н.А.;

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области - Иванников О.М., Шмытов А.А.;

от Управления Федеральной налоговой службы по Саратовской области - Иванников О.М.

Заслушав и обсудив доклад судьи Завьяловой Т.В. и объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.

Закрытое акционерное общество "Балаковский автомобильный завод" (далее - общество) 30.07.2009 представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по Саратовской области (далее - инспекция) расчет авансовых платежей по земельному налогу за II квартал 2009 года, согласно которому налог, подлежащий уплате в отношении принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка площадью 180000 кв. метров с кадастровым номером 64:40:020214:52, расположенного по адресу: Саратовская обл., г.Балаково, ул.30 лет Победы, д.76, отсутствовал.

По результатам камеральной налоговой проверки инспекция установила занижение обществом налогооблагаемой базы при исчислении земельного налога вследствие применения показателя кадастровой стоимости земельного участка в размере 0 рублей и приняла решение от 08.02.2010 N 28 (далее - решение инспекции) об отказе в привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, доначислении ему 811825 рублей данного налога и начислении 43294 рублей 43 копеек пеней.

Решение инспекции было обжаловано обществом в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области (далее - управление), которое оставило жалобу общества без удовлетворения.

Общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции в части доначисления 811825 рублей недоимки по земельному налогу и начисления 43294 рублей 43 копеек пеней.

В обоснование заявленного требования общество ссылалось на многочисленные нарушения, допущенные органом исполнительной власти при определении кадастровой стоимости земельных участков в целом по Саратовской области и утверждении ее результатов, а именно: в основу расчета положена завышенная стоимость земельных участков, использована недостоверная информация о рыночной стоимости участков, акт принят в отсутствие положительного заключения Роснедвижимости.

Указанные нарушения, а также то обстоятельство, что правительство Саратовской области 03.03.2009 издало постановление N 75-П "О признании утратившими силу приложений 1 и 2 к постановлению правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П" (далее - постановление от 03.03.2009 N 75-П), которым были утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков по состоянию на 01.01.2007, свидетельствуют, по мнению общества, об отсутствии во II квартале 2009 года нормативного акта, определяющего кадастровую стоимость земельных участков, которая должна быть использована налогоплательщиками для расчета земельного налога.

Решением Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2010 в удовлетворении требования отказано.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 09.12.2010 названные судебные акты оставил без изменения.

Отказывая в удовлетворении требования общества, суды трех инстанций исходили из того, что для расчета налоговой базы по земельному налогу за проверяемый период 2009 года общество было обязано применять кадастровую стоимость земельного участка, утвержденную постановлением правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 423-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (далее - постановление от 30.01.2007 N 423-П), которое действовало на 01.01.2009 и утратило силу только 03.03.2009.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять новое решение об удовлетворении его требования.

В отзывах на заявление инспекция и управление просят оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено этим пунктом.

Исходя из пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).

Частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 этой статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.99 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, правительство Саратовской области постановлением от 30.11.2007 N 423-П утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям 1 и 2.

Однако постановлением от 03.03.2009 N 75-П указанные приложения к постановлению от 30.11.2007 N 423-П были признаны утратившими силу. Кроме того, в 2008-2009 годах Саратовским областным судом был вынесен ряд решений по заявлениям отдельных налогоплательщиков, которыми признаны недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решений в законную силу сведения, содержащиеся в приложении 1 к постановлению от 30.11.2007 N 423-П, в части утверждения по соответствующим строкам среднего удельного показателя кадастровой стоимости одного квадратного метра земельных участков, принадлежащих заявителям.

При рассмотрении данных споров суд общей юрисдикции констатировал наличие нарушений при определении органом исполнительной власти кадастровой стоимости земельных участков.

Правительство Саратовской области постановлением от 02.04.2009 N 121-П (далее - постановление от 02.04.2009 N 121-П) внесло изменения в постановление от 30.11.2007 N 423-П и утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 согласно приложениям 1 и 2. Пунктом 2 названного постановления было доведено до сведения заинтересованных лиц, что результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные этим постановлением в размерах, ранее предусмотренных постановлением от 30.11.2007 N 423-П, установлены без их пересмотра в сторону увеличения.

Постановлением правительства Саратовской области от 07.07.2009 N 270-П (далее - постановление от 07.07.2009 N 270-П) были вновь утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 и признаны утратившими силу постановления от 30.11.2007 N 423-П, от 03.03.2009 N 75-П, от 02.04.2009 N 121-П, от 20.05.2009 N 202-П.

В целях реализации конституционной обязанности граждан и организаций платить законно установленные налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации) принимаемые акты о налогах должны быть конкретными и понятными. Законодатель, устанавливая федеральные, региональные или местные налоги и сборы, обязан определить все элементы налоговых обязательств, не допуская установления новых налогов с приданием им обратной силы либо иным ухудшением положения налогоплательщиков (статья 5 Кодекса).

Указанное требование призвано обеспечить устойчивость в отношениях, связанных с налогообложением, придать уверенность налогоплательщикам в стабильности их правового и экономического положения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Кодекса, действовавшей в спорном периоде, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Частью 3 названной статьи установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговым периодом для исчисления земельного налога признается календарный год, отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий кварталы календарного года (статья 393 Кодекса). Сумма авансового платежа по данному налогу определяется как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Вместе с тем, поскольку авансовый платеж представляет собой часть налога, уплачиваемого в течение соответствующего налогового периода, он не мог быть уплачен обществом на основании нормативного правового акта, утратившего силу в течение налогового периода. Изданные правительством Саратовской области постановления от 02.04.2009 N 121-П и от 07.07.2009 N 270-П об утверждении результатов кадастровой оценки земельных участков в силу требований статьи 5 Кодекса могли применяться налогоплательщиками только с 01.01.2010, то есть с начала нового налогового периода.

С учетом изложенного Президиум полагает, что при расчете земельного налога за отчетные периоды 2009 года подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением правительства Саратовской области от 24.01.2003 N 6-П.

Таким образом, обжалуемые судебные акты основаны на неправильном применении норм права и нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами правовых норм, поэтому в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.

Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

При новом рассмотрении дела суду надлежит проверить расчет, произведенный инспекцией, и определить сумму земельного налога, подлежащую уплате обществом в рассматриваемый период.

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в настоящем постановлении толкованием, могут быть пересмотрены на основании пункта 5 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, если для этого нет других препятствий.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 22.06.2010 по делу N А57-4717/2010, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2010 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 09.12.2010 по тому же делу отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.

Председательствующий
А.А.Иванов



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Вестник Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации,

N 11, ноябрь 2011