Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 7 сентября 2011 года N ГКПИ11-855


[Оставляя без удовлетворения заявление о признании недействующим приказа Министерства юстиции РФ, суд указал, что запрет на получение пищевых продуктов домашнего приготовления направлен на выполнение требований по обеспечению здоровья подозреваемых и обвиняемых, кроме того, оспариваемый акт был опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, т.е. с соблюдением установленного порядка]

(Извлечение)

___________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 13 декабря 2011 года N КАС11-703 данное решение оставлено без изменения
___________________________________________________________________



Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С., при секретаре Александрове В.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прутовых В.Ю. о признании недействующим приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 410 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189",

установил:

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 410 внесены изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".

Названным актом в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила) пункт 13 дополнен абзацем третьим, который предусматривает, что в СИЗО приказом СИЗО устанавливается распорядок дня, разработанный на основе примерного распорядка дня (приложение N 4), с учетом наполняемости СИЗО, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств.

В приложении N 2 к Правилам, который устанавливает перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках и передачах и приобретать по безналичному расчету, абзац второй изложен в новой редакции. Согласно абзацу второму приложения N 2 подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету продукты питания, кроме требующих тепловой обработки, скоропортящихся, с истекшим сроком хранения либо дату изготовления которых установить не представляется возможным, а также дрожжей, алкогольных напитков и пива. Перечень продуктов питания может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы.

Пищевые продукты, за исключением овощей и фруктов, должны быть промышленного изготовления и в упаковке завода-поставщика с указанием сроков годности.

Общий вес продуктов питания, которые подозреваемый или обвиняемый может хранить при себе, не должен превышать 50 кг.

Данный нормативный правовой акт прошел государственную регистрацию 24 января 2011 года, регистрационный номер 19569, и опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти N 8, 21 февраля 2011 года.

Гражданин Прутовых В.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 410 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189".

Как указывает заявитель, оспариваемый нормативный правовой акт следует считать недействующим, поскольку он не опубликован в "Российской газете". Абзац третий пункта 13 Правил и абзац второй приложения N 2 к Правилам не соответствуют Федеральному закону "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, нормам международного права и ограничивают права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, которые не могут получать пищевые продукты домашнего приготовления.

Прутовых В.Ю. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Представители Министерства юстиции Российской Федерации Михайлов П.Н., Комарова И.В., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Грама В.С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта не противоречат требованиям Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей.

Выслушав объяснения представителей Минюста России Михайлова П.Н., Комаровой И.В., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Грамы В.С., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон) в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (статья 16).

Европейские пенитенциарные правила предусматривают действие в пенитенциарных учреждениях правил внутреннего распорядка.

Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы регламентируют внутренний распорядок работы следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Абзац третий пункта 13 Правил предусматривает установление в каждом следственном изоляторе распорядка дня. Такой распорядок дня разрабатывается не произвольно, а на основе примерного распорядка дня, который утвержден данными Правилами (приложение N 4) и должен учитывать такие факторы, как наполняемость следственного изолятора, времена года, местные условия и другие конкретные обстоятельства.

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определяется статьей 6 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". В соответствии с данной нормой подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными этим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья 36 Федерального закона предусматривает обязанность подозреваемых и обвиняемых соблюдать порядок содержания под стражей, установленный данным Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка.

Федеральный закон установил обеспечение данной категории граждан бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации, и возложил на администрацию мест содержания под стражей обязанность выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых (статья 24).

Абзац второй приложения N 2 к Правилам содержит запрет на хранение, приобретение, получение в посылках и передачах продуктов питания, дату изготовления которых установить не представляется возможным, а также необходимость промышленного изготовления продуктов питания и обязательное наличие упаковки завода-поставщика с указанием сроков годности. Он направлен на выполнение требований по обеспечению здоровья подозреваемых и обвиняемых, что не может рассматриваться как ограничение прав данной категории граждан.

В силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не могут применяться законы, а также любые иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы, обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (в редакции Указов Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 года N 490 и от 13 августа 1998 года N 963), Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, в редакции от 29 июля 2011 года.

Согласно установленному порядку, копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в "Российскую газету", в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации "Система".

То обстоятельство, что приказ Минюста России от 27 декабря 2010 года N 410 не опубликован в "Российской газете", не свидетельствует о нарушении порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Приказ опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, т.е. с соблюдением установленного порядка.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти и не нарушают права подозреваемых и обвиняемых, заявление Прутовых В.Ю. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Заявление Прутовых В.Ю. о признании недействующим приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 27 декабря 2010 года N 410 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года N 189" оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.Романенков



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт

Верховного Суда РФ

www.vsrf.ru (сканер-копия)

по состоянию на 19.09.2011