Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 6 октября 2011 года N ГКПИ11-1343

     
     [Отказывая в удовлетворении заявления о признании недействующими ряда нормативных актов, касающихся правил регистрации ТС, суд исходил из того, что положение п.1 постановления "О введении паспортов транспортных средств" о том, что наличие паспортов транспортных средств является обязательным условием для их регистрации и допуска к участию в дорожном движении, не противоречит п.3 ст.15 ФЗ "О безопасности дорожного движения", кроме того, в п.4 постановления "О государственной регистрации автомототранспортных средств" определено, что регистрация ТС, принадлежащих физическим лицам, производится на основании паспортов соответствующих транспортных средств]

(Извлечение)

___________________________________________________________________
Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года N КАС11-672 данное решение оставлено без изменения
___________________________________________________________________



Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю. при секретаре Степанищеве А.В. с участием прокурора Масаловой Л.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бахановой И.В. об оспаривании абзаца второго пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств", пунктов 8-11 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001,

установил:

Пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" (далее - Постановление) одобрено предложение Министерства внутренних дел Российской Федерации о введении паспортов транспортных средств с рабочим объемом двигателя 50 куб.см и более или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час, прицепов к ним (далее - транспортные средства), а также шасси транспортных средств (далее - шасси) в случае поставки шасси их потребителям (абзац первый). Установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении (абзац второй).

Баханова И.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать абзац второй пункта 1 Постановления недействующим. В заявлении указано, что требование наличия паспорта транспортного средства в качестве обязательного условия для регистрации транспортного средства и его допуска к участию в дорожном движении не соответствует Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" и неправомерно ограничивает право пользования транспортными средствами по прямому назначению - участию в дорожном движении, так как паспорт транспортного средства не является документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения.

По этим же основаниям заявительница просит признать пункты 8-10 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 1001 (далее - Правила регистрации), недействующими в части, предусматривающей предоставление паспорта транспортного средства в качестве обязательного документа при регистрации транспортных средств. Кроме того, Баханова И.В. считает незаконным пункт 11 Правил регистрации в части, в которой говорится о документах (свидетельствах), выданных регистрационными подразделениями, на высвободившиеся номерные агрегаты.

В судебном заседании представитель заявительницы Баханов Д.В. поддержал заявленные требования и просил об их удовлетворении, пояснив, что оспариваемые предписания Постановления и Правил регистрации противоречат также пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Представители Правительства Российской Федерации, одновременно представляющие интересы Министерства внутренних дел Российской Федерации, Гайк М.В., Шакиров Ю.К., Ионов Б.А. и Барутенко Р.О. с заявлением Бахановой И.В. не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют законодательству Российской Федерации и не нарушают права и свободы человека и гражданина.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Бабченко Ю.В. полагала, что пункты 8-11 Правил регистрации не содержат положений, противоречащих законодательству Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., просившей отказать заявительнице в удовлетворении ее требований, суд находит заявление Бахановой И.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Законом Российской Федерации от 22 декабря 1992 года N 4174-I "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", предусматривалось, что Совет Министров Российской Федерации осуществляет меры по защите интересов государства, охране общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан (статья 20). В этих целях Совет Министров Российской Федерации был уполномочен принимать постановления и издавать распоряжения, которые являлись обязательными к исполнению на всей территории Российской Федерации (статья 30). Из изложенного следует, что Правительство Российской Федерации имело полномочия на принятие Постановления, предназначенного для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте.

26 декабря 1995 года вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон), определяющий правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Согласно его статье 15 транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (пункт 1). Допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается (пункт 3).

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 7 декабря 2006 года N 544-О, государственная регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД, предусмотренная Федеральным законом (пункт 3 статьи 15) как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности. Однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно направлено на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями ГИБДД, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.

С доводом заявительницы о том, что Постановление в оспариваемой части не соответствует пункту 3 статьи 15 Федерального закона, так как паспорт транспортного средства (ПТС) не является документом, удостоверяющим соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, суд согласиться не может. Закрепив запрет регистрации транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, федеральный законодатель не назвал этот документ и требования к его содержанию не определил. В связи с этим норма Постановления о том, что наличие паспортов транспортных средств является обязательным условием для их регистрации и допуска к участию в дорожном движении, пункту 3 статьи 15 Федерального закона не противоречит и сохраняет силу в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Федерального закона.

Согласуется абзац второй пункта 1 Постановления и с техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года N 720 в целях реализации Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Указанным техническим регламентом определено, что оценка соответствия типов транспортных средств (шасси) осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа. Номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) вносится в паспорт транспортного средства (шасси) каждого транспортного средства (шасси), относящегося к типу, в отношении которого установлено соответствие требованиям данного технического регламента. В паспорт транспортного средства (шасси) вносятся все особые отметки по ограничению в применении транспортного средства (шасси), содержащиеся в одобрении типа транспортного средства (одобрении типа шасси). Наличие в паспорте транспортного средства (шасси) номера одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) является необходимым условием для выпуска транспортного средства (шасси) в обращение. Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 года N 496/192/134 утверждены Образец бланка паспорта транспортного средства и Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, предусматривающие наличие в паспортах транспортных средств строки 17 "Одобрение типа ТС" и регламентирующие порядок ее заполнения.

Изложенное также опровергает довод заявительницы о том, что паспорт транспортного средства не является документом, подтверждающим его соответствие требованиям безопасности дорожного движения.

Оспариваемые пункты Правил регистрации устанавливают, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации (пункт 8). Регистрация снятых с регистрационного учета в Госавтоинспекции транспортных средств, номерных агрегатов, приобретенных на основании договора, заключенного в простой письменной форме, подписанного сторонами сделки, а также заверенного печатью, если наличие печати у участников сделки предусмотрено законодательством Российской Федерации, производится при представлении договора, заявления и паспорта транспортного средства либо документа на номерной агрегат, а также иных документов, предусмотренных Правилами регистрации и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (пункт 9). Регистрация снятых с регистрационного учета в Госавтоинспекции транспортных средств, номерных агрегатов, приобретенных на основании договора, заключенного устно, производится при представлении заявления и паспорта транспортного средства либо документа на номерной агрегат, а также иных документов, предусмотренных Правилами регистрации и Административным регламентом (пункт 10).

Утверждение заявительницы о том, что приведенные пункты Правил регистрации в части, обязывающей собственника иметь паспорт транспортного средства для его регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, подлежат признанию недействующими, является ошибочным, так как пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" определено, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Таким образом, пункты 8-10 Правил регистрации в оспариваемой части не противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Согласно пункту 11 Правил регистрации при изменении регистрационных данных право собственности на номерные агрегаты, приобретенные в порядке, предусмотренном пунктами 9, 10 Правил регистрации, подтверждается документами (свидетельствами), выданными регистрационными подразделениями на высвободившиеся номерные агрегаты, либо иными документами, удостоверяющими право собственности на номерные агрегаты. Довод заявительницы о незаконности данного предписания в части, предусматривающей выдачу регистрационными подразделениями документов (свидетельств) на высвободившиеся номерные агрегаты, нельзя признать состоятельным, поскольку возможность выдачи указанных документов предусмотрена непосредственно федеральными законами. Так, подпунктом 40 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, уплачивается государственная пошлина в размере 200 рублей. В статье 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации также названа государственная пошлина, уплаченная за выдачу свидетельства на высвободившийся номерной агрегат. Следовательно, предусмотрев в Правилах регистрации возможность выдачи регистрационными подразделениями свидетельств на высвободившиеся номерные агрегаты, Министерство внутренних дел Российской Федерации, вопреки утверждению заявительницы, не ввело в правила гражданского оборота незаконного документа.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Бахановой И.В. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.Зайцев



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Верховного Суда РФ

www.vsrf.ru

по состоянию на 18.10.2011