Действующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 29 ноября 2011 года N ГКПИ11-1686


[В удовлетворении заявления о признании недействующим пп."а" п.1 постановления "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений..." отказано, поскольку оспариваемый акт не противоречит ч.5 ст.57 Жилищного кодекса РФ, так как не говорит о возможности предоставления гражданам жилого помещения по договору социального найма за пределами соответствующего населенного пункта и общей площадью на одного человека менее нормы предоставления]
(Извлечение)

___________________________________________________________________
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 31 января 2012 года N КАС11-819 данное решение оставлено без изменения

___________________________________________________________________

          

Верховный Суд Российской Федерации в составе: судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю., при секретаре Степанищеве А.В., с участием прокурора Коробкова Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Линника О.Н. о признании недействующим подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд",

установил:


10 июня 2011 года Правительством Российской Федерации принято постановление N 460 "О предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд" (далее - Постановление), подпунктом "а" пункта 1 которого предусмотрено, что стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения при приобретении (строительстве) федеральными органами исполнительной власти жилых помещений для федеральных государственных нужд не может превышать предельную стоимость 1 кв. метра общей площади жилых помещений при приобретении (строительстве) жилых помещений для федеральных государственных нужд (далее - предельная стоимость), устанавливаемую на 2011 год в размере 30 тыс. рублей за 1 кв. метр.

Линник О.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенного положения недействующим со дня его принятия. В заявлении указано, что он является пенсионером органов наркоконтроля и состоит в списке очередников на улучшение жилищных условий. Оспариваемый подпункт противоречит части 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 123 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 613, и не позволяет заявителю реализовать конституционное право на жилище в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, так как установленная Правительством Российской Федерации предельная стоимость жилых помещений при их приобретении (строительстве) федеральными органами исполнительной власти в размере 30 тыс. рублей за 1 кв. метр ниже средней рыночной стоимости жилья на первичном рынке недвижимости в Белгородской области. В результате этого Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Белгородской области не может приобрести для него на выделенные бюджетные средства двухкомнатную квартиру площадью не менее 54 кв.м.

В судебном заседании заявитель поддержал свое требование, пояснив также, что подпункт "а" пункта 1 Постановления не соответствует и статьям 158, 162 и 301 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Представитель Правительства Российской Федерации Павлова Е.В. заявленное требование не признала, ссылаясь на то, что Постановление принято Правительством Российской Федерации в рамках его компетенции, оспариваемое положение нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения заявителя и представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., просившего отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Линника О.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно частям первой, второй статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Из преамбулы Постановления следует, что оно принято в целях повышения эффективности использования бюджетных средств при приобретении (строительстве) жилых помещений для федеральных государственных нужд. Статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Статьями 13-15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесены, в частности: осуществление регулирования в социально-экономической сфере; осуществление управления федеральной собственностью; разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его выполнения; обеспечение совершенствования бюджетной системы. Наделенное перечисленными полномочиями Правительство Российской Федерации могло принять Постановление и закрепить в нем норму о предельной стоимости 1 кв. метра общей площади жилых помещений при приобретении (строительстве) жилых помещений для федеральных государственных нужд, устанавливаемую на 2011 год, в размере 30 тыс. рублей. При этом Постановлением определено, что превышение предельной стоимости допускается по решению Правительства Российской Федерации, принимаемому на основании мотивированного представления Министерства регионального развития Российской Федерации (подпункт "г" пункта 1). Таким образом, Постановление не регулирует цены на жилье в Российской Федерации, как ошибочно указывает заявитель, а устанавливает предельную стоимость жилых помещений при их приобретении (строительстве) для федеральных государственных нужд.

В соответствии с частью 5 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Постановление в оспариваемой части приведенному законоположению не противоречит, поскольку не говорит о возможности предоставления гражданам жилого помещения по договору социального найма за пределами соответствующего населенного пункта и общей площадью на одного человека менее нормы предоставления.

По аналогичным мотивам отсутствует противоречие Постановления и пункту 123 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 года N 613, предусматривающему, что сотрудникам и лицам, уволенным со службы в органах наркоконтроля с правом на получение пенсии и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, органы наркоконтроля предоставляют жилые помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Довод заявителя о несоответствии подпункта "а" пункта 1 Постановления статьям 158, 162 и 301 Бюджетного кодекса Российской Федерации также ошибочен, поскольку они не регламентируют полномочия Правительства Российской Федерации по регулированию эффективного использования бюджетных средств при приобретении (строительстве) жилых помещений для федеральных государственных нужд.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации,

решил:


Линнику О.Н. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его изготовления судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.Зайцев

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Верховного Суда РФ
www.vsrf.ru (сканер-копия)
по состоянию на 15.12.2011