Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 ноября 2011 года N КАС11-596


[В удовлетворении заявления о признании частично недействующим п.19 Порядка и условий профессиональной переподготовки... отказано, поскольку оспариваемое положение не содержит формулировок и предписаний, ограничивающих предусмотренное п.4 ст.19 ФЗ "О статусе военнослужащих" право военнослужащих на обеспечение всеми видами довольствия на период профессиональной переподготовки]
(Извлечение)



Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Федина А.И., членов коллегии Манохиной Г.В. и Крупнова И.В., при секретаре Кулик Ю.А., с участием прокурора Обухова А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лютого С.Г. о признании частично недействующим п.19 Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года N 95, по кассационной жалобе заявителя на решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2011 года, которым в удовлетворении заявления Лютого С.Г. отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации Шемета А.А., возражавшего против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Обухова А.В., полагавшего кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

установила:


Лютый обратился в Верховный Суд Российской Федерации с названным заявлением, полагая, что п.19 Порядка и условий профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года N 95, в части слов "как правило" в формулировке "Военнослужащие проходят профессиональную переподготовку, как правило, с таким расчетом, чтобы она закончилась до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части", противоречит Федеральному закону от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и ограничивает его права на обеспечение всеми видами довольствия как военнослужащего в период переподготовки.

Решением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2011 года в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе и дополнении к ней Лютый, утверждая о неправильном применении судом норм материального права, просит судебное постановление отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы он указывает на то, что истолкование Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Положения о порядке прохождения военной службы позволяет, по его мнению, сделать вывод о праве военнослужащего самому выбирать варианты профессиональной подготовки - либо в период военной службы с сохранением обеспечения всеми видами довольствия, либо после исключения из списков личного состава воинской части бесплатно; в свою очередь Министр обороны Российской Федерации не вправе издавать приказы, ограничивающие гарантированные Федеральным законом права военнослужащих.

Рассмотрев материалы дела и изучив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия находит решение законным и обоснованным по следующим основаниям.

Согласно п.4 ст.19 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет пять лет и более (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования), в год увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия в порядке и на условиях, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации, продолжительностью до четырех месяцев. В случае увольнения указанных военнослужащих с военной службы в период обучения они имеют право на завершение учебы бесплатно.

Содержание названной правовой нормы указывает на то, что перечисленные в законе категории военнослужащих вправе пройти профессиональную переподготовку как в период военной службы, так и после ее окончания, однако в случае их увольнения в период переподготовки они имеют право на завершение учебы бесплатно. Каких-либо указаний о праве военнослужащих самим выбирать время окончания профессиональной подготовки, вопреки утверждению в жалобе, в законе не содержится.

Из сказанного следует, что данная норма закрепляет право увольняемых военнослужащих на бесплатную профессиональную переподготовку в целях их социальной защиты посредством предоставления возможности ведения после увольнения с военной службы профессиональной деятельности по полученной в ходе учебы специальности. При этом определение порядка и условий профессиональной переподготовки федеральным законом возложено на Министерство обороны.

Во исполнение предписаний закона и в пределах своей компетенции Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 18 марта 2009 года N 95, которым утверждены Порядок и условия профессиональной переподготовки по одной из гражданских специальностей военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, в п.19 которых установлено, что военнослужащие проходят профессиональную переподготовку, как правило, с таким расчетом, чтобы она закончилась до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Из этого следует, что содержащееся в оспариваемом пункте положение о возможности завершения профессиональной переподготовки военнослужащим после увольнения его с военной службы непосредственно вытекает из действующего законодательства, не противоречит ему и не содержит неопределенности в толковании.

Более того, указав в п.19 Порядка на необходимость окончания переподготовки, как правило, до исключения из списков личного состава воинской части, Министр обороны Российской Федерации предписал должностным лицам планировать время профессиональной переподготовки с таким расчетом, чтобы она была завершена до увольнения военнослужащего с военной службы.

При таких данных доводы Лютого о несоответствии Федеральному закону "О статусе военнослужащих" оспариваемых положений несостоятельны, а вывод суда о законности п.19 Порядка в указанной части является правильным, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:


Решение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Лютого С.Г. - без удовлетворения.

Председательствующий:
А.И.Федин

Члены коллегии:
И.В.Крупнов
Г.В.Манохина

     


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Верховного Суда РФ
www.vsrf.ru (сканер-копия)
по состоянию на 15.12.2011