• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


Верховный Суд Российской Федерации
КАССАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 ноября 2011 года N КАС11-639


[Коллегия отказала в удовлетворении заявления о признании недействующими Правил поставки газа, руководствуясь ч.1 ст.253 ГПК РФ, поскольку оспариваемый акт устанавливает одинаковые правила учета поставляемого газа, определение объема потребленного газа и не нарушает антимонопольные правила, положения ст.ст.539-547 ГК РФ и ФЗ "О газоснабжении в РФ"]
(Извлечение)



Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Федина А.И., членов коллегии Манохиной Г.В., Харланова А.В., при секретаре Кулик Ю.А., с участием прокурора Масаловой Л.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карпова Ю.П. о признании недействующими Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, по кассационной жалобе Карпова Ю.П. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2011 года, которым в удовлетворении заявленного требования отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Федина А.И., объяснения Карпова Ю.П., поддержавшего доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей кассационную жалобу необоснованной, Кассационная коллегия

установила:


Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее - Правила).

Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 28 июля 2008 года, N 30, в "Российской газете" от 1 августа 2008 года.

Карпов Ю.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Правил недействующими.

В обоснование своих требований указал на то, что оспариваемые Правила противоречат нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "О газоснабжении в Российской Федерации" и нарушают его права потребителя газа приобретать газ на условиях публичного договора.

Заявитель считает, что договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не может быть заключён, поскольку газ по данному договору потребляется для бытовых целей и оснований для установления Правил поставки газа не имеется.

Верховным Судом Российской Федерации постановлено приведённое выше решение.

В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что суд принял незаконное и необоснованное решение, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и не применил статьи 168, 422 и 506 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежащие применению.

В жалобе заявитель указал, что нормативы потребления газа завышаются даже тем потребителям, которые установили приборы учёта газа, применяя при этом повышающий температурный коэффициент.

Заявитель считает, что необходимо изменить все законы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации"), в которых имеется указание: "если иное не установлено законом или иными правовыми актами", и исключить это указание из законов.

В кассационной жалобе просит отменить решение и вынести новое решение об удовлетворении заявления, а также удовлетворить его ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации.

Обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решения суда.

Федеральный закон от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о газоснабжении) предусматривает, что поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утверждёнными Правительством Российской Федерации (статья 8).

В соответствии с названной статьёй 8 Федерального закона о газоснабжении утверждение правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Таким образом, Правительство Российской Федерации, основываясь на положениях Федерального закона о газоснабжении, постановлением от 21 июля 2008 года N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" в соответствии с полномочиями, предоставленными ему законом, утвердило Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договорами о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращение договора, его существенные условия, а также порядок определения объёма потреблённого газа и размера платежа за него.

Согласно части 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Пунктом 5 оспариваемых заявителем Правил предусмотрено, что поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.

Суд пришёл к правильному выводу о том, что данное требование Правил соответствует статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 18 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации".

Обоснован и вывод суда о том, что пункт 6 Правил регулирует отношения между поставщиком газа и газораспределительной организацией и не затрагивает прав абонента.

В соответствии с пунктом 2 статьи 543 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учёта потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Суд обоснованно признал, что содержание данной нормы закона допускает иное правовое регулирование по возложению обязанности по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности газовых сетей по договору поставки газа для бытового потребления, когда стороной выступает гражданин.

Статья 539 Гражданского кодекса Российской Федерации обязывает абонента не только оплачивать принятую энергию, но и обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Следовательно, установленная в пункте 21 Правил обязанность абонента как стороны договора извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учёта газа к газопроводу, о повреждении пломбы (пломб) прибора учёта, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществляющей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учёта газа не противоречит Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Кроме того, законность подпункта "к" пункта 21 Правил, предусматривающего обязанность абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении, подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 2 октября 2008 года по гражданскому делу N ГКПИ08-1788 по заявлению Карпова Ю.П. и Федуловой Н.А.

Пункт 23 Правил определяет право поставщика газа при проведении проверок посещать помещения, где установлены приборы и оборудование, с предварительным уведомлением абонента о дате и времени проведения поверки, а также право приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа. При этом право поставщика газа в одностороннем порядке приостанавливать исполнение обязательств по поставке газа обусловлено рядом требований, указанных в пункте 45 Правил.

В статье 25 Федерального закона о газоснабжении установлены гарантии оплаты поставленного газа и услуг по его транспортировке. На основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, вывод суда о том, что положения пунктов 23 и 45 Правил соответствуют действующему законодательству, обоснован.

Основные правила учёта поставляемого газа, определение учёта потребляемого газа сформулированы в пунктах 24, 25 и 26 Правил.

Как правильно указано в решении суда, данное правовое регулирование определения объёмов поставляемого и потребленного газа применительно к конкретным случаям осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречит законодательству, регулирующему эти правоотношения.

Доводы заявителя о противоречии пунктов 25, 26, 27, 28, 30, 31 Правил Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону о газоснабжении, Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей" несостоятельны и опровергаются выводами суда, основанными на нормах материального права и проанализированными в решении суда.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемые положения нормативного правового акта устанавливают одинаковые правила учёта поставляемого газа, определение объёма потребленного газа и не противоречат антимонопольным правилам и нормам гражданского законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

определила:


Решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Карпова Ю.П. - без удовлетворения.

Председательствующий
А.И.Федин

Члены коллегии
Г.В.Манохина
А.В.Харланов




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Верховного Суда РФ
www.vsrf.ru (сканер-копия)
по состоянию на 15.12.2011

Номер документа: КАС11-639
Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 10 ноября 2011

Поиск в тексте