Действующий


ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 7 декабря 2011 года N 6388/11


[Заявление о признании недействующим приказа ФТС РФ "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа..." оставлено без удовлетворения, поскольку оспариваемый акт не нарушает законные права и интересы заявителя, не носит публичный характер в соответствии со ст.426 ГК РФ и не обязывает заявителя осуществлять расчеты с контрагентами по заниженным более чем в 2 раза тарифам]


Резолютивная часть решения объявлена 05.12.2011.

Полный текст решения изготовлен 07.12.2011.

Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Прониной М.В., судей Бондаренко С.П., Харчиковой Н.П., при ведении протокола главным консультантом Морозовой Г.Н., рассмотрела в судебном заседании дело N 6388/11 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЭС" (оф.16, д.1, ул.Симеоновская, г.Тверь, 170100) от 21.10.2011 о признании недействующим Приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 26.11.2010 N 339-э/5 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "АЭС".

В судебном заседании присутствовали представители:

от общества с ограниченной ответственностью "АЭС" (далее - общество "АЭС") заявителя - Александрова Наталья Вениаминовна по доверенности от 21.06.2011, паспорт 28 04 193494, выдан ОВД Центрального района г.Твери от 02.08.2003, код подразделения 692-002;

от Федеральной службы по тарифам Российской Федерации (далее - ФСТ России) - Михеев Иван Рудольфович по доверенности от 11.05.2011 N 4/13, служебное удостоверение N 079, выдано 20.11.2007;

Бедняков Дмитрий Иванович по доверенности от 01.12.2011 N ДБ-2/ВАС, служебное удостоверение от 30.03.2011 N 018;

Мецаев Батрадз Казбекович по доверенности от 05.08.2010 N 7/13, служебное удостоверение от 26.03.2007 N 138.

К участию в судебном заседании в качестве представителя ФСТ России судом допущен Лупинос Андрей Юрьевич, служебное удостоверение от 26.03.2007 N 090.

Суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АЭС" обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением от 21.10.2011 о признании недействующим Приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 26.11.2010 N 339-э/5 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "АЭС" (далее - приказ от 26.11.2010 N 339-э/5).

В обоснование заявленного требования, общество указало, что оспариваемый нормативный акт нарушает законные права и интересы заявителя в сфере предпринимательской (экономической) деятельности в виду императивного снижения ФСТ России цен на услуги общества "АЭС" по транспортировке газа по газораспределительным сетям, носит публичный характер в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и обязывает заявителя осуществлять расчеты с контрагентами по заниженным более чем в 2 раза тарифам.

Заявитель считает, что оспариваемый приказ ФСТ России противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 и Методическим указаниям по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 15.12.2009 N 411-э/7.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил суд удовлетворить заявление.

ФСТ России просила суд оставить заявление общества "АЭС" без удовлетворения, ссылаясь на то, что отсутствуют основания для признания оспариваемого приказа не соответствующим требованиям действующего законодательства.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно статье 21 Федерального закона от 31.03.99 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа, отнесенные Федеральным законом "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий, осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Согласно пункту 1 и разделу 2 Положения о Федеральной службе по тарифам Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

На основании статьи 23 Закона о газоснабжении федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов утверждает тарифы на услуги организаций - собственников газораспределительных систем по транспортировке газа и порядок их применения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2009 N 1021 были разработаны и утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, которые определяют принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям (далее - Основные положения).

Пунктом 4 Основных положений предусмотрено, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат, в том числе, тарифы на услуги по транспортировке газа.

Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов (пункты 16, 17 Основных положений).

Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением материалов, указанных в пункте 24 Основных положений.

Организация, оказывающая услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, одновременно с представлением заявления направляет заверенную копию указанных документов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, которые представляют в федеральный орган исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) заключение об обоснованности предложений организаций, осуществляющих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории субъекта Российской Федерации, в отношении установления (изменения) цен (тарифов) в месячный срок со дня получения заявления.

Во исполнение Основных положений ФСТ России были разработаны Методические указания по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденные приказом от 15.12.2009 N 411-э/7 (далее - Методические указания).

Приказом ФСТ России от 26.01.2009 N 8-э общество "АЭС", осуществляющее деятельность в сфере услуг по транспортировке газа по трубопроводам, включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении общества введено государственное регулирование и контроль.

В ФСТ России поступило заявление общества "АЭС" от 27.08.2009 N 021 об установлении тарифа по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества "АЭС" с приложением документов и материалов, предусмотренных пунктом 24 Основных положений и пунктом 26 Методических указаний.

Из представленных обществом "АЭС" документов следовало, что на обслуживании общества "АЭС" находится единственный потребитель - общество с ограниченной ответственностью "Ржевкирпич".

Приказом ФСТ России от 16.04.2010 N 76-э/1 (опубликован в "Информационном бюллетене ФСТ" N 15, 30.04.2010) были утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества "АЭС" дифференцированно по группам потребителей в зависимости от объема потребляемого газа (в таких условиях один и тот же конечный потребитель может быть отнесен к различным группам).

Впоследствии между обществом "АЭС" (ГРО) и обществом "Борисовское стекло" (потребителем) был заключен договор оказания услуг по транспортировке газа от 01.07.2010, по условиям которого ГРО обязалась осуществлять транспортировку газа потребителю путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поставку и транспортировку газа непосредственно потребителю в согласованном объеме, а потребитель обязался принимать газ и оплачивать ГРО вышеуказанную деятельность на условиях настоящего договора.

Пунктом 2.3 договора согласован договорный объем транспортировки газа.

Согласно пункту 6.6 договора стоимость фактически оказанной услуги ГРО по транспортировке газа потребителю определяется исходя из тарифной группы потребителя, в соответствии с тарифом ГРО, установленным соответствующим нормативным правовым актом уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Стоимость фактически оказанной услуги в отчетный период равна произведению величины объема переданного потребителю газа на соответствующий тариф относительно тарифной группы данного потребителя.

При расчете стоимости услуг по транспортировке газа обществу "Борисовское стекло" общество "АЭС" применяло тарифы, установленные приказом ФСТ России от 16.04.2010 N 76-э/1 для единственного конечного потребителя - общества "Ржевкирпич".

Указанные обстоятельства были установлены судом в ходе рассмотрения дела N ВАС-18162/10 по заявлению закрытого акционерного общества "Борисовское стекло" о признании приказа Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 16.04.2010 N 76-э/1 "Об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества с ограниченной ответственностью "АЭС" не соответствующим пункту 3, подпункту "а" пункта 11, пункту 13 Основных положений, подпункту "а" пункта 5, пунктам 29, 30, 40, 42 Методических указаний и недействующим, и в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение для настоящего дела.

Общество "Борисовское стекло" обратилось 16.09.2010 в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации, ФСТ России, к Губернатору Тверской области, Главе Вышневолоцкого района Тверской области с просьбой разъяснить обоснованность применения тарифов за транспортировку газа по газораспределительным сетям общества "АЭС".

Кроме того, в ФСТ России поступили обращения общества "Тверьоблгаз" от 27.08.2010 N 02/2798, и от 20.10.2010 N 3399 об изменении имущественного комплекса общества "АЭС" и отсутствии у общества "АЭС" договорных отношений с обществом "Теплоэнергетик" по обслуживанию газораспределительных сетей.

Как утверждает ФСТ России, письмами от 24.09.2010 N 9-831, от 29.10.2010 N 9-1002 у общества "АЭС" была запрошена информация об изменении имущественного комплекса компании и обязательств транспортировки газа по газораспределительным сетям. Однако запрошенная информация от общества "АЭС" не поступила.

В свою очередь общество "АЭС" получение названных писем от ФСТ России отрицает.

Однако суд критически относится к этому утверждению, поскольку в деле имеется письмо общества "АЭС" от 12.11.2010 N 054, адресованное ФСТ России, в котором общество сообщает, что в письме ФСТ России от 29.10.2010 N 9-1002 не получило разъяснений по вопросу применения тарифов при расчетах с конечными потребителями газа.

Согласно пункту 27 Методических указаний пересмотр тарифов может проводиться по инициативе субъекта регулирования (ГРО) или ФСТ России. При пересмотре тарифов по инициативе ФСТ России субъект регулирования (ГРО) представляет соответствующее предложение об установлении тарифов путем направления в месячный срок с момента запроса ФСТ России документов, указанных в пункте 26 Методических указаний.

ФСТ России с целью своевременного введения экономически обоснованных тарифов и недопущения получения регулируемой организацией незапланированной прибыли издала приказ от 26.11.2010 N 339-э/5, которым были утверждены дифференцированные по группам потребителей тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "АЭС".

При определении размера тарифов ФСТ России была учтена информация, полученная от общества "АЭС" и использованная при издании приказа от 16.04.2010 N 76-э/1. ФСТ России были определены условно-постоянные расходы общества "АЭС" на обслуживание одного километра газопроводов и данный удельный показатель затрат был пересчитан на протяженность сетей общества "АЭС" с учетом протяженности газопровода к обществу "Борисовское стекло".

Согласно пункту 40 Методических указаний ГРО, к газораспределительным сетям которых подключаются новые конечные потребители (увеличиваются объемы транспортировки газа для ранее подключенных потребителей или в транзитном потоке), вследствие чего общий объем транспортировки газа по газораспределительным сетям данной ГРО увеличивается более чем на 10 процентов относительно учтенного при расчете тарифов, в месячный срок с момента заключения (изменения) договора поставки (транспортировки) газа, либо в случае отсутствия изменения договорных отношений - увеличения объема транспортировки газа представляют в ФСТ России предложения по пересмотру всех действующих тарифов.

Общество "АЭС" не сообщило ФСТ России о заключении договора оказания услуг по транспортировке газа с обществом "Борисовское стекло", а также скрыло то обстоятельство, что собственные газораспределительные сети общества "Борисовское стекло" были присоединены к магистральному газопроводу. Документы для пересмотра тарифов в установленном порядке в ФСТ России общество "АЭС" не представило.

Более того, общество "АЭС" 27.10.2010 обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу "Борисовское стекло" о взыскании неосновательного обогащения в сумме 1230178 рублей 95 копеек за пользование услугами общества "АЭС" по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества "АЭС".

То обстоятельство, что транспортировка газа конечному потребителю (обществу "Борисовское стекло") осуществлялось обществом "АЭС" по магистральным сетям, что предполагало получение самостоятельного тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным сетям общества "АЭС", стало известно ФСТ России после принятия оспариваемого приказа и явилось основанием к его отмене (приказ ФСТ России от 05.04.2011 N 59-э/1).

Суд считает, что недобросовестное поведение общества "АЭС" явилось причиной издания, а впоследствии отмены оспариваемого приказа.

В силу пункта 28 Методических указаний тарифы утверждаются не менее чем на год. Названный порядок направлен на обеспечение предсказуемости регулирования тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также унификации подходов к регулированию цен на газ, тарифов на тепло- и электроэнергию и другие коммунальные услуги.

Тарифы ежегодно пересматриваются с 1 января сроком на календарный год.

Между тем тарифы могут быть пересмотрены в течение года, в том числе, по инициативе ФСТ России в середине года с произвольной даты, в частности, в случае существенного изменения показателей регулируемой деятельности организации, что влечет за собой убыточность регулируемого вида деятельности (получение незапланированной прибыли).

Тарифы, установленные приказом от 16.04.2010 N 76-э/1, были пересмотрены ФСТ России по собственной инициативе в связи с обращением общества "Борисовское стекло" и общества "Тверьоблгаз".

Таким образом, несостоятельным является довод заявителя о том, что оспариваемый приказ был принят с нарушением пункта 28 Методических указаний.

Неверно также утверждение заявителя о том, что приказ от 26.11.2010 N 339-э/5 является недействующим в связи с нарушением ФСТ России порядка рассмотрения вопроса об изменении тарифов по инициативе регулирующего органа, предусмотренного пунктами 18, 20, 21 Основных положений.

Согласно пунктам 18, 20, 21 Основных положений при установлении (изменении) цен тарифов по инициативе регулирующих органов последние выдают организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, предписание о предоставлении соответствующих предложений об установлении (изменении) цен (тарифов).

Извещение о дате, времени и месте проведения заседания правления, а также материалы, подготовленные для его проведения (заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) или копия решения о рассмотрении вопроса об установлении (изменении) цен (тарифов) по инициативе регулирующего органа, заключение экспертной группы проект решения правления регулирующего органа), направляются членам правления и организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, не позднее чем за 5 дней до его проведения.

На заседание правления регулирующего органа, на котором рассматриваются предложения по установлению (изменению) цен (тарифов) приглашается представитель (представители) организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.

В случае отсутствия представителя указанной организации заседание переносится по решению правления регулирующего органа на срок не более 10 дней. При повторной неявке представителя заседание может быть проведено в его отсутствие.

В деле имеется сообщение ФСТ России от 22.11.2010 N 9-1108, адресованное обществу "АЭС", о том, что 26.11.2010 в 14 часов состоится заседание Правления, на котором будет рассматриваться вопрос о пересмотре тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям общества "АЭС" на 2010-2011 годы с просьбой направить для участия в работе Правления представителей общества. Решение Правления ФСТ России о переносе заседания отсутствует.