Действующий

     
Верховный Суд Российской Федерации
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 ноября 2011 года N 33-Г11-34

     [Коллегия оставила без изменения решение областного суда, которым было отказано в удовлетворении заявления об отмене решения избирательной комиссии, поскольку при проверке собранных подписей избирателей было выявлено более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей в поддержку кандидата в депутаты]

(Извлечение)



Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего Пирожкова В.Н., судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пашуты А.Ю. о признании незаконным и отмене решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты по кассационной жалобе заявителя на решение Ленинградского областного суда от 11 ноября 2011 года, которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

На 4 декабря 2011 года назначены выборы в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области пятого созыва.

Для подготовки и проведения указанных выборов постановлением избирательной комиссии Ленинградской области от 5 сентября 2011 года N 69/642 полномочия окружной избирательной комиссии Волховского одномандатного избирательного округа N 9 возложены на территориальную избирательную комиссию Волховского муниципального района (далее - ТИК).

Решением ТИК от 28 октября 2011 года N 27 Пашуте А.Ю., выдвинувшему свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты в связи с выявлением более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Пашута А.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного решения ТИК, обязании комиссии зарегистрировать его кандидатом в депутаты, сославшись на то, что из 13 подписей избирателей в подписных листах необоснованно признаны недействительными 12 подписей, что составляет менее 10 процентов недействительных и недостоверных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, в связи с чем не имелось оснований для отказа в регистрации.

Ленинградским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований просит в кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого решения ТИК, указав, что выявлено более 10 процентов недостоверных и недействительных подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты Пашуты А.Ю. от общего количества подписей, отобранных для проверки.

Согласно п.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии в том числе необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п.17 данной статьи).

Подпунктом "з" п.6.4 ст.38 данного Федерального закона предусмотрено, что недействительными подписями являются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не оговоренные лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.

В п.6.6 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ указано, что специально оговоренные избирателем или лицом, заверяющим подписной лист, при составлении подписного листа исправления и помарки не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной, если не установлена её недостоверность или недействительность в соответствии с подп."з", "и", "м" и "о" п.6.4 данной статьи.

Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, названо подп."д" п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата.

В соответствии с п.6 ст.76 упомянутого Федерального закона решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пп.24-26 ст.38 этого Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Порядок организации и проведения выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области регламентированы Областным законом от 1 августа 2006 года N 77-оз "О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области" (далее - Областной закон).

В соответствии с ч.3 ст.25 названного Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в чч.5, 6 ст.18 этого Областного закона, иных предусмотренных данным актом документов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Соответствующая избирательная комиссия до регистрации кандидата проводит проверку сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата. Проверке подлежит 20 процентов от установленного Областным законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия) (ч.8 ст.25). Основания признания подписей недействительными и недостоверными названы чч.15 и 16 этой же статьи. При обнаружении среди проверяемых подписей 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата (ч.19 ст.25).

Суду представлена ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата в депутаты Пашуты А.Ю. (л.д.10, 123, 126), протокол об итогах сбора подписей от 20 октября 2011 года (л.д.12), из которых следует, что:

количество представленных подписей избирателей составило 513;

отобрано для проверки посредством случайной выборки одна папка (N 2);

количество проверенных подписей - 93;

количество недостоверных (недействительных) подписей избирателей - 13, или 14%.

При этом в качестве оснований признания подписей избирателей недостоверными (недействительными) указано, что 12 подписей содержат неоговоренные исправления сборщика (подп."з" п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).

Указанные обстоятельства нашли своё подтверждение в ходе разбирательства по делу.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного решения в кассационном порядке.

Довод Пашуты А.Ю. о том, что им собственноручно оговорено допущенное сборщиком подписей исправление на подписном листе N 1 в папке N 2, не влияет на правомерность решения ТИК и обжалуемого судебного акта. В соответствии с подп."з" п.6.4 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ оговорить данное исправление мог только сам сборщик подписей избирателей.

Иные доводы кассационной жалобы не содержат предусмотренных законом оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.360, п.1 ст.361 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

Решение Ленинградского областного суда от 11 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пашуты А.Ю. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка