• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2012 года N 12035/11


[Президиум ВАС РФ удовлетворил заявление о взыскании задолженности и неустойки, при этом указав на признание учреждением наличия задолженности, а также на соответствие расчета неустойки условиям контракта]



Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.; членов Президиума: Амосова С.М., Андреевой Т.К., Бациева В.В., Витрянского В.В., Дедова Д.И., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой О.А., Маковской А.А., Першутова А.Г., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. - рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Черола" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Тамбовской области от 21.12.2010 по делу N А64-4929/2010 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.05.2011 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., Президиум установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Черола" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к муниципальному учреждению "Долговой центр" (правопреемнику муниципального учреждения "Управляющая жилищная компания"; далее - учреждение) и муниципальному образованию городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова (далее - муниципальное образование) о взыскании с учреждения, а при недостаточности денежных средств - субсидиарно с муниципального образования 1075785 рублей 34 копеек задолженности, в том числе 87938 рублей по муниципальному контракту от 12.05.2009 N 5/3 (далее - контракт N 5/3), 496675 рублей 12 копеек по муниципальному контракту от 28.12.2009 N 5/6 (далее - контракт N 5/6), 491172 рублей 22 копеек по муниципальному контракту от 28.12.2009 N 5/7 (далее - контракт N 5/7), и 30563 рублей неустойки, в том числе 4001 рубля по контракту N 5/3, 11493 рублей по контракту N 5/6 и 15069 рублей по контракту N 5/7.

После неоднократного уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, истец, с учетом частичного погашения задолженности, просил взыскать с муниципального образования 960737 рублей 44 копейки задолженности, в том числе 58486 рублей по контракту N 5/3, 469257 рублей 12 копеек по контракту N 5/6, 432994 рубля 32 копейки по контракту N 5/7, а также неустойку по контракту N 5/3 в размере 5987 рублей, по контракту N 5/6 в размере 24774 рублей, по контракту N 5/7 в размере 31318 рублей.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 21.12.2010 иск удовлетворен частично. Суд взыскал с муниципального образования в пользу общества 960737 рублей 44 копейки задолженности, в том числе 58486 рублей по контракту N 5/3, 469257 рублей 12 копеек по контракту N 5/6, 432994 рубля 32 копейки по контракту N 5/7, а также неустойку по контракту N 5/3 в размере 1000 рублей, неустойку по контракту N 5/6 в размере 5000 рублей, неустойку по контракту N 5/7 в размере 6000 рублей. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа постановлением от 23.05.2011 решение суда первой инстанции оставил без изменения.

В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит отменить названные судебные акты в части уменьшения размера неустойки, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене в части уменьшения размера неустойки по следующим основаниям.

Как установлено судами, между обществом и муниципальным образованием (далее - заказчик), от имени которого действовало муниципальное учреждение "Управляющая жилищная компания", заключены контракты N 5/3, 5/6, 5/7, в соответствии с которыми общество (подрядчик) обязалось выполнить по заданию заказчика подрядные работы, а последний - принять и оплатить их.

Общество выполнило принятые на себя обязательства по контрактам N 5/3, 5/6, 5/7 своевременно и в полном объеме. Претензий по качеству и срокам выполнения работ от заказчика не поступало, все акты подписаны без оговорок.

Размер задолженности по указанным контрактам составил 960737 рублей 44 копейки. Доказательств погашения задолженности ответчики не представили, признав ее наличие в полном объеме.

Согласно контрактам N 5/3, 5/6, 5/7 в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства по оплате подрядчик вправе потребовать уплату неустойки, начисляемой на сумму задолженности за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Неустойка по состоянию на 14.12.2010 по контракту N 5/3 составила 5987 рублей, по контракту N 5/6 - 24774 рубля, по контракту N 5/7 - 31318 рублей.

Суды, руководствуясь статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), снизили размер неустойки до 1000 рублей по контракту N 5/3, до 5000 рублей по контракту N 5/6 и до 6000 рублей по контракту N 5/7.

При этом судами не учтено следующее.

Статья 333 Кодекса предусматривает право суда уменьшить подлежащую уплате неустойку в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства.

С учетом компенсационного характера гражданско-правовой ответственности под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.

Снижение неустойки судом возможно только в одном случае - при явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права.

Иные фактические обстоятельства (финансовые трудности должника, его тяжелое экономическое положение и т.п.) не могут быть рассмотрены судом в качестве таких оснований.

Согласно пункту 1 статьи 124 Кодекса публично-правовые образования, в том числе муниципальные образования, выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений.

Явная несоразмерность неустойки должна быть очевидной.

Ответчик не представил доказательств явной несоразмерности неустойки.

В настоящем деле расчет неустойки, подлежащей выплате кредитору, был произведен на основании части 9 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) исходя из одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Указанная ставка рефинансирования, по существу, представляет собой наименьший размер платы за пользование денежными средствами в российской экономике, что является общеизвестным фактом. Поэтому уменьшение неустойки ниже ставки рефинансирования возможно только в чрезвычайных случаях, а по общему правилу не должно допускаться, поскольку такой размер неустойки не может являться явно несоразмерным последствиям просрочки уплаты денежных средств.

С экономической точки зрения необоснованное уменьшение неустойки судами позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам.

Неисполнение должником денежного обязательства позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами. Условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно, так как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.

Следовательно, снижение судами неустойки на основании статьи 333 Кодекса необоснованно.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.01.2011 N 11680/10.

При этом следует иметь в виду, что указанное постановление Президиума было опубликовано на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 24.02.2011. И хотя заявитель, обращаясь с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Центрального округа, ссылался на названное постановление, суд кассационной инстанции не учел правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты в части отказа во взыскании 50079 рублей неустойки подлежат отмене в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.

Поскольку представленный истцом расчет неустойки признан судами обоснованным, соответствующим условиям упомянутых контрактов и части 9 статьи 9 Федерального закона N 94-ФЗ, Президиум считает возможным в указанной части принять новое решение, не направляя дело на новое рассмотрение.

Истцом заявлялась ко взысканию неустойка по контракту N 5/3 в сумме 5987 рублей, взыскано 1000 рублей, отказано во взыскании 4987 рублей. По контракту N 5/6 заявлялась ко взысканию неустойка в сумме 24774 рублей, взыскано 5000 рублей, отказано во взыскании 19774 рублей. По контракту N 5/7 заявлялась ко взысканию неустойка в сумме 31318 рублей, взыскано 6000 рублей, отказано во взыскании 25318 рублей. Таким образом, необоснованно отказано во взыскании 50079 рублей (4987 + 19774 + 25318).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 21.12.2010 по делу N А64-4929/2010 и постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.05.2011 по тому же делу в части отказа во взыскании неустойки в сумме 50079 рублей отменить.

В указанной части иск удовлетворить.

Взыскать с муниципального образования городской округ - город Тамбов в лице Жилищного комитета администрации города Тамбова в пользу общества с ограниченной ответственностью "Черола" неустойку в сумме 50079 рублей.

В остальной части оспариваемые судебные акты оставить без изменения.

Председательствующий
А.А.Иванов




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт
Высшего Арбитражного Суда РФ
www.arbitr.ru (сканер-копия)

по состоянию на 12.04.2012

Номер документа: 12035/11
А64-4929/2010
Принявший орган: Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 14 февраля 2012

Поиск в тексте