Действующий


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 марта 2012 года N 631-О-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дахина Федора Федоровича на нарушение его конституционных прав положением статьи 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев по требованию гражданина Ф.Ф.Дахина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Ф.Ф.Дахин просит признать противоречащим статье 15 Конституции Российской Федерации, статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах и Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью (принята Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года N 40/34) положение статьи 13 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) о том, что реабилитированные лица и члены их семей в случае возвращения на прежнее место жительства принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечиваются жилыми помещениями.

Заявитель утверждает, что это положение лишает реабилитированных лиц, утративших жилые помещения, высланных за пределы соответствующих административных границ в связи с репрессиями и проживающих в других регионах Российской Федерации, возможности встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в тех местностях и населенных пунктах, где они проживали до применения к ним репрессий. По мнению заявителя, этим ущемляются права реабилитированных лиц по сравнению с правовым регулированием, предусмотренным статьей 13 данного Закона в редакции Закона Российской Федерации от 3 сентября 1993 года N 5698-I, а также пунктом 7 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419, признано утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 августа 2005 года N 489), который предусматривал, в частности, возможность принятия таких лиц на учет для обеспечения жилой площадью без представления документов о выписке с прежнего места жительства и сдаче занимаемого помещения и представления ими этих документов непосредственно при получении жилых помещений.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив приложенные к жалобе материалы, не находит оснований для ее принятия к рассмотрению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, реабилитация, по смыслу Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий", означает восстановление реабилитированных лиц в утраченных ими в связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, устранение всех ограничений прав и свобод, которые к ним применялись, а также иных последствий произвола (Определение от 24 июня 2008 года N 620-О-П и др.).

Так, статьей 13 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" признается право реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в связи с репрессиями, возвращаться для проживания в те местности и населенные пункты, где они проживали до применения к ним репрессий.

При этом в изменение ранее действовавшего правового регулирования Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (пункт 5 статьи 6) было предусмотрено, что в случае возвращения на прежнее место жительства реабилитированные лица и члены их семей принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством субъектов Российской Федерации.

Этим, однако, не исключается возможность защиты жилищных прав реабилитированных лиц, в том числе в судебном порядке, в случае отсутствия соответствующего правового регулирования в конкретном субъекте Российской Федерации.

Обеспечение же исполнения требования федерального законодательства об осуществлении субъектом Российской Федерации соответствующего правового регулирования, равно как и проверка правильности выбора и толкования судом подлежащих применению правовых норм с учетом фактических обстоятельств конкретного дела к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Дахина Федора Федоровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин




Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка