• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус

     
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     
РЕШЕНИЕ

     
от 27 апреля 2012 года N АКПИ12-181


Пункт 75 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД России, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 года N 782, в части, предусматривающей аннулирование и утилизацию водительских удостоверений, не востребованных по истечении двух лет после окончания срока лишения права управления транспортными средствами, признан недействующим

(Извлечение)



Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 года N 1396 утверждены Правила сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (далее - Правила).

Приказом МВД России от 20 июля 2000 года N 782 утверждена Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД России (далее - Инструкция).

Ч. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании частично недействующими пп.5, 8, 20, 23, 33, 34 Правил, пп.2, 24, 33, 35, 40, 75 Инструкции, ссылаясь на то, что они противоречат Конвенции о дорожном движении (заключена в г.Вене 8 ноября 1968 года, вступила в силу для СССР 21 мая 1977 года; далее - Конвенция), создают угрозу нарушения его права как кандидата в водители относительно тех категорий, которые он намерен получить, и водителя транспортных средств относительно имеющихся у него категорий.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что:

пункты 5, 8, 33, 34 Правил и пп.24, 33, 35, 40 Инструкции в части, предусматривающей выдачу водительских удостоверений с разрешающими отметками в графах "А", "В", "С", "О", "Е" и "трамвай", "троллейбус", противоречат положениям Конвенции, в которой отсутствуют какие-либо разрешающие отметки;

пункт 34 Правил и п.33 Инструкции в части, предусматривающей наличие в водительских удостоверениях в графе "Особые отметки" указания о праве управления трамваем и троллейбусом, а также других необходимых данных, противоречат ст.41 Конвенции, Приложению 6 к ней;

пункты 20, 23 Правил в части, предоставляющей Главному управлению Государственной инспекции право утверждать методику сдачи экзаменов и экзаменационные билеты, не соответствуют ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации, согласно которой нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения;

пункт 2 Инструкции в части сноски "Образцы бланков водительских удостоверений утверждены Приказами МВД России от 19 февраля 1999 года N 120, от 28 сентября 1998 года N 603", допускающей выдачу водительского удостоверения по форме, указанной в данных приказах, противоречит ст.41 Конвенции;

пункт 75 Инструкции в части, допускающей аннулирование и утилизацию водительского удостоверения, не востребованного по истечении двух лет после окончания срока лишения права управления транспортными средствами, противоречит ч.5 ст.32.6 КоАП РФ, согласно которой хранение водительских удостоверений осуществляется в течение трех лет после истечения срока лишения.

Верховный Суд РФ 27 апреля 2012 года заявление удовлетворил частично, указав следующее.

В силу пп.2, 3 ст.27 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" право на управление транспортными средствами подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации. Порядок сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений устанавливается Правительством РФ.

Конвенцией установлены требования, предъявляемые к национальным и международным водительским удостоверениям. 28 сентября 2004 года в Конвенцию внесены поправки, вступившие в силу 28 марта 2006 года, которыми, в частности, изменены требования к форме и содержанию национального и международного водительских удостоверений (Приложения 6, 7).

Так, Приложением 6 к Конвенции установлено, что национальное водительское удостоверение может выдаваться для управления транспортными средствами следующих категорий: А, В, С, D, BE, СЕ, DE; помимо перечисленных выше категорий и подкатегорий, национальным законодательством могут предусматриваться и другие категории и подкатегории транспортных средств (пп.8, 10).

Довод заявителя о несоответствии Правил и Инструкции требованиям, предъявляемым Конвенцией к национальным водительским удостоверениям, суд не признал обоснованным.

Согласно п.2 ст.43 Конвенции Договаривающиеся Стороны должны выдавать национальные водительские удостоверения в соответствии с новой редакцией Приложения 6 не позднее чем через 5 лет после ее вступления в силу.

В целях обеспечения международных обязательств Российской Федерации, связанных с вступлением в силу 28 марта 2006 года поправок к Конвенции, касающихся требований к национальному водительскому удостоверению, приказом МВД России от 13 мая 2009 года N 365 утверждено и введено в действие с 1 марта 2011 года описание образца водительского удостоверения (приложение N 1), в котором указаны категории транспортных средств, на право управления которыми может выдаваться удостоверение (А, В, С, Д, BE, СЕ, ДЕ); установлено, что водительские удостоверения образцов N 1 и N 2, утвержденных приказом МВД России от 19 февраля 1999 года N 120 "Об утверждении образцов водительских удостоверений", действительны до окончания указанного в них срока действия.

Суд не может признать обоснованным довод заявителя о несоответствии Конвенции пп.5, 8, 33, 34 Правил и пп.24, 33, 35, 40 Инструкции, предусматривающих выдачу водительских удостоверений с разрешающими отметками в графах "А", "В", "С", "О" и "Е", "трамвай", "троллейбус".

Согласно п.4 Правил водительские удостоверения с разрешающими отметками в графах "А", "В", "С", "О" и "Е" подтверждают наличие права на управление транспортными средствами соответствующих категорий. Следовательно, под разрешающими отметками в Правилах, а также в Инструкции, принятой в соответствии с Правилами, понимаются категории транспортных средств, на которые распространяется действие удостоверения.

Наличие в водительском удостоверении разрешающих отметок, подтверждающих право на управление трамваем, троллейбусом, а также других необходимых записей (стаж, группа крови, ручное управление и прочее) не противоречит Конвенции, согласно которой национальным законодательством могут предусматриваться и другие категории и подкатегории транспортных средств, в водительском удостоверении допускается наличие специальной пометки, требующей ношения данным лицом некоторых приспособлений или предусматривающей некоторое переустройство транспортного средства с учетом инвалидности водителя (п.4 ст.41 Конвенции, пп.4, 10 Приложения 6).

Указание в водительских удостоверениях разрешающих отметок не нарушает прав заявителя, поскольку выданные по старому образцу водительские удостоверения действительны до окончания указанного в них срока действия (п.1 ст.43 Конвенции).

Утверждение заявителя о противоречии пп.20, 23 Правил в части предоставления Главному управлению Государственной инспекции права утверждать методику сдачи экзаменов и экзаменационные билеты ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации не имеет значения по настоящему делу. Проверка конституционности нормативных правовых актов, перечисленных в ч.2 (пп."а" и "б") ст.125 Конституции Российской Федерации, в число которых входят нормативные правовые акты Правительства РФ, отнесена к компетенции Конституционного Суда РФ и не может быть осуществлена в порядке гражданского судопроизводства (ч.3 ст.251 ГК РФ).

Указанные в сноске к п.2 Инструкции приказы МВД России признаны утратившими силу приказами МВД России от 13 мая 2009 года N 365 "О введении в действие водительского удостоверения" и от 18 апреля 2011 года N 206 "О введении в действие международного водительского удостоверения". Кроме того, сноска сама по себе не нарушает прав заявителя, поскольку не устанавливает каких-либо прав и обязанностей.

Пункт 75 Инструкции в части, допускающей аннулирование и утилизацию водительского удостоверения, не востребованного по истечении двух лет после окончания срока лишения права управления транспортными средствами, противоречит ч.5 ст.32.6 КоАП РФ, согласно которой хранение водительских удостоверений осуществляется в течение трех лет после истечения срока лишения. В связи с этим данная норма в оспариваемой части подлежит признанию недействующей.

Учитывая указанные обстоятельства Верховный Суд РФ признал недействующим в оспариваемой части п.75 Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД России, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 года N 782. В остальной части в удовлетворении заявленных требований суд отказал.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ 11 сентября 2012 года оставила решение суда без изменения.




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

Бюллетень Верховного Суда
Российской Федерации,
N 12, 2012 год

Номер документа: АКПИ12-181
Принявший орган: Верховный Суд Российской Федерации
Дата принятия: 27 апреля 2012

Поиск в тексте