Недействующий


ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 апреля 1993 года N 5


О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел
по заявлениям прокуроров о признании правовых актов
противоречащими закону  

(в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 21 декабря 1993 года N 11
)
(с изменениями на 24 апреля 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании  
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
 от 20 января 2003 года N 2

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

_______________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 года N 10;

постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 года N 19 (с уточнением, опубликованным в Российской газете N 122 от 27 июня 2000 года);

постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 8.

_______________________________________________________________________



Обсудив материалы проведенного совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации изучения практики предъявления прокурорами заявлений о признании правовых актов противоречащими закону и рассмотрения этих заявлений судами, Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии с п.2 ст.1, п.1 ст.21 и п.3 ст.22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в той части, в которой они признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2000 года) судам подведомственны дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, на которые распространяется прокурорский надзор.

К таким делам относятся, в частности, дела о признании противоречащими федеральным законам законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также нормативных правовых актов федеральных министерств, государственных комитетов, служб и иных федеральных органов исполнительной власти.

(Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 года N 19 - см. предыдущую редакцию)

2. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

Под правовым актом индивидуального характера понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.

(Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 года N 19 - см. предыдущую редакцию)

3. Дело, возбужденное по заявлению прокурора, поданному в порядке ст.41 ГПК РСФСР и п.3 ст.35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в интересах конкретного лица, рассматривается судом с обязательным участием этого лица, в исковом производстве, если имеется спор о праве гражданском, в котором указанное лицо в силу ч.2 ст.33 ГПК РСФСР участвует в качестве истца, а лицо, нарушившее его права , - в качестве ответчика; либо как жалоба на действие органа власти, управления, должностного лица, если этим действием, совершенным в сфере административно-правовых отношений, нарушаются права гражданина, но спора о праве не возникает (п.2 ст.231, ст.ст.239(1) - 239 (8) ГПК РСФСР, Закон Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", ст.52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.4 ст.27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации") (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 года N 10; в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 года N 19 - см. предыдущую редакцию).

Такие дела рассматриваются судьей единолично либо судом в коллегиальном составе в соответствии с требованиями ч.3 ст.6, ч.2 ст.232 ГПК РСФСР.

4. Дела по заявлениям прокуроров о признании противоречащими закону правовых актов, носящих нормативный характер, рассматриваются как дела, возникающие из административно-правовых отношений, по общим правилам ГПК РСФСР с теми изъятиями и дополнениями, которые установлены законами Российской Федерации.

Указанные дела рассматриваются судьей единолично в соответствии со ст.ст. 231, 232 ГПК РСФСР (в редакции Закона Российской Федерации от 29 марта 1992 года).

5. Судья не вправе принимать заявления прокуроров о признании недействительными актов государственных и иных органов, адресованных конкретным лицам или группе лиц, по мотивам противоречия их закону и нарушения прав и охраняемых законом интересов организации и граждан-предпринимателей, поскольку рассмотрение таких заявлений в соответствии со ст.4 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст.22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подведомственно арбитражному суду и прокурор в силу ст.ст.4, 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вправе обращаться в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов (пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 года N 10 - см. предыдущую редакцию).

6. Судья не вправе отказать в принятии заявления прокурора по тем мотивам, что:

а) опротестовав правовой акт в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, прокурор уже использовал один из установленных законом способов реагирования на такой акт, поскольку Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" предоставляет ему право по своему усмотрению в зависимости от конкретных обстоятельств обратиться в суд непосредственно или после предварительного опротестования акта в орган либо должностному лицу, которые издали этот акт, если иное не предусмотрено другими законами (подпункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 года N 10 - см. предыдущую редакцию);

б) до обращения в суд правовой акт не был опротестован прокурором в орган или должностному лицу, издавшим этот акт, поскольку Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" не предусматривает обязательного предварительного внесудебного порядка опротестования противоречащего закону правового акта. Исключение составляют случаи, специально предусмотренные законами, когда требуется предварительное опротестование такого акта (подпункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 октября 1996 года N 10; в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 года N 19 - см. предыдущую редакцию).

7. Судам следует иметь в виду, что, исходя из смысла п.2 ст.9, п.2 ст.19, п.п.1 и 3 ст.29 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", заявление прокурора о признании противоречащим федеральному закону нормативного правового акта субъекта Российской Федерации подается в соответствующий верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, действующий на территории данного субъекта Российской Федерации (пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 года N 19 - см. предыдущую редакцию).

8. Правовой акт может быть признан судом противоречащим закону, если он издан органом либо должностным лицом с превышением предоставленной им законом компетенции или в пределах компетенции, но с нарушением действующего законодательства (Конституции Российской Федерации, других законов, указов, распоряжений Президента Российской Федерации, решений представительных органов власти краев, областей и т.д.).

9. Резолютивная часть решения по делу о признании правового акта противоречащим закону должна содержать вывод суда об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении заявления прокурора.

При удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному закону закона субъекта Российской Федерации либо заявления о признании противоречащим закону иного нормативного правового акта в резолютивной части решения должно быть указано на это, а также на то, что закон субъекта Российской Федерации или иной нормативный правовой акт считаются недействующими со дня вступления решения в законную силу (ч.3 ст.239-8 ГПК РСФСР). При этом необходимо учитывать, что если правовой акт издан органом или должностным лицом при отсутствии соответствующих полномочий или не был опубликован для всеобщего сведения либо не был зарегистрирован, когда опубликование или государственная регистрация являлись обязательными, то такой акт признается недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания (ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации, п.10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" в редакции Указов Президента Российской Федерации от 16 мая 1997 года N 490 и от 13 августа 1998 года N 963) (абзац в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 8 - см. предыдущую редакцию).

Абзац исключен постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2002 года N 8. - См. предыдущую редакцию.

Решение по делу о признании противоречащим закону нормативного правового акта или сообщение о таком решении должно быть опубликовано в средстве массовой информации, в котором был опубликован данный нормативный правовой акт, о чем следует указать в резолютивной части решения (ст.35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"). В необходимых случаях суд в резолютивной части решения вправе обязать редакцию средства массовой информации опубликовать сообщение о признании недействительным иного правового акта, если он был опубликован данным средством массовой информации.

(Пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 года N 19 - см. предыдущую редакцию)

10. Если при рассмотрении заявления прокурора о признании правового акта противоречащим закону будет установлено, что имеется спор о праве, подведомственный суду, заявление остается без рассмотрения, поскольку в этом случае прокурор обязан обратиться в суд с заявлением в порядке искового производства.

11. Решение по делу о признании правового акта противоречащим закону может быть обжаловано и опротестовано в кассационном порядке (пункт в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 мая 2000 года N 19 - см. предыдущую редакцию).

     Председатель Верховного Суда
     Российской Федерации
В.М.Лебедев

     Секретарь Пленума, член Верховного Суда
     Российской Федерации
В.В.Демидов


Редакция документа с учетом

изменений и дополнений

"КОДЕКС"