Действующий


Верховный Суд Российской Федерации
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 января 1996 года N 3н-407/95


Военнослужащие в соответствии с законом
до получения жилой площади вправе получать,
а воинские части обязаны им выплачивать
денежную компенсацию за наем жилых помещений
в размерах, оговоренных договором найма жилья

Офицер Шафир в 1992 году прибыл в часть для прохождения военной службы, но жилой площадью он и члены его семьи по месту службы обеспечены не были.

В январе 1995 года он заключил с гражданином П. договор поднайма двухкомнатной квартиры, в соответствии с которым оплачивал последнему 400 тыс. рублей ежемесячно.

В связи с отказом командованием части выплачивать ему денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в размере, оговоренном в договоре поднайма жилья, Шафир обратился с жалобой в военный суд с просьбой признать действия командования незаконными и обязать выплатить ему денежную компенсацию в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих".

Суд отказал Шафиру в удовлетворении его требований, мотивируя свое решение тем, что заявитель и члены его семьи получают компенсацию за наем квартиры в размере 6 минимальных размеров оплаты труда в месяц, т.е. в количестве, предусмотренном в приказе МО РФ N 331 от 1 октября 1994 года "О размерах денежной компенсации военнослужащим за наем (поднаем) жилых помещений".

Военный суд округа, оставив решение суда I инстанции без изменения, в своем определении указал, что в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" порядок и размер выделения средств федерального бюджета для обеспечения военнослужащих жильем определяется Правительством Российской Федерации. В связи с этим был принят соответствующий нормативный акт, объявленный в приказе МО РФ N 331-94 года, а поэтому действия командования части не противоречат требованиям законодательства.

В протесте председателя Военной коллегии предлагалось отменить указанные выше судебные решения по следующим основаниям.

Согласно требованиям п.3 ст.15 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" до получения жилых помещений, указывалось в протесте, военнослужащим предоставляются пригодные для временного проживания жилые помещения или общежития, а в случае отсутствия таковых воинские части обязаны арендовать их для обеспечения военнослужащих и членов их семей или по желанию военнослужащих выплачивать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья.

Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих" введен в действие в полном объеме с 1 января 1993 года, и с этого момента военнослужащие получили право пользоваться всеми предусмотренными данным Законом льготами и правами, в том числе и предусмотренными в п.3 ст.15.

Содержащееся в приказе МО N 331-94 года указание о выплате военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений не более 4-х установленных законом минимальных размеров оплаты труда в месяц с увеличением этой компенсации на 50% при проживании с военнослужащим трех членов семьи и более, противоречит закону и ущемляет предусмотренные им права военнослужащих.

Названный приказ Министра обороны, как подзаконный акт, не должен противоречить Закону. Согласно ст.120 Конституции Российской Федерации при установлении несоответствия акта государственного органа Закону суд принимает решения в соответствии с Законом.

Военная коллегия согласилась с доводами протеста, отменила состоявшиеся решения судов и приняла новое решение - обязала командование выплатить офицеру Шафиру В.И. денежную компенсацию за поднаем жилого помещения в размере, оговоренном в договоре поднайма жилья, с момента заключения этого договора.



Текст документа сверен по:     официальная рассылка