• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

от 4 октября 2006 года

[По делу о проверке соответствия Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия от 6 февраля 2006 года N 957-ЗРК «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря» в связи с обращением гражданина Ярового Олега Аркадьевича]

г. Петрозаводск


Конституционный Суд Республики Карелия в составе председательствующего Е.М. Переплесниной, судей В.П. Наговицына, Т.Н. Фотиной

с участием сторон: заявителя О.А. Ярового, представителя Главы Республики Карелия - заместителя Министра промышленности и природных ресурсов Республики Карелия В.В. Маркова, представителя Законодательного Собрания Республики Карелия - консультанта юридического отдела Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия М.А. Куликовской, -

руководствуясь статьей 68 (часть 2) Конституции Республики Карелия, статьями 3 (подпункт «а» пункта 1 части 1), 84 (часть 1) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке соответствия Конституции Республики Карелия Закона Республики Карелия «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря».

Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина О.А. Ярового.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Карелия названый республиканский закон.

Заслушав сообщение судьи-докладчика Е.М. Переплесниной, объяснения сторон, выступления представителя Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря - помощника Игумена монастыря Л.А. Медведева, представителей: Министерства экономического развития Республики Карелия - начальника Управления государственной собственности М.В. Орлова, Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия - директора государственного учреждения «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия» В.А. Дыбина, начальника административно-правового управления Я.А. Бороздиной, Главы Сортавальского муниципального района - помощника Главы О.С. Мильянченко, директора Государственного природоохранного рекреационного учреждения «Природный парк «Валаамский архипелаг» В.А. Высоцкого, а также мнение прокурора отдела прокуратуры Республики Карелия А.Н. Дорохова, - исследовав материалы дела, Конституционный Суд Республики Карелия

установил:


1. Закон Республики Карелия N 957-ЗРК «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря» принят Законодательным Собранием Республики Карелия 26 января 2006 года, подписан Главой Республики Карелия 6 февраля 2006 года, опубликован в газете «Карелия» от 11 февраля 2006 года N 15 (1441).

В соответствии со статьей 1 названного Закона Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному монастырю передается государственное имущество Республики Карелия - здание Зимней гостиницы, расположенное на острове Валаам - с существующими на момент передачи обременениями. Правительству Республики Карелия необходимо осуществить передачу имущества, указанного в статье 1 данного Закона, в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря в установленном законодательством порядке (статья 2). Закон вступает в силу со дня его официального опубликования (статья 3).

Заявитель считает, что здание Зимней гостиницы, расположенное на острове Валаам, не может быть передано в собственность монастыря, поскольку в здании находятся муниципальная школа, жилые помещения и другие объекты социального значения, передача которых монастырю приведет к умалению прав и свобод граждан, проживающих и работающих в этом здании. В частности, он полагает, что передача здания Зимней гостиницы монастырю повлечет распространение на этих граждан правил монастырской жизни, чем нарушит такие их конституционные права, как право на образование, на жилище, на равенство прав граждан, на свободу вероисповедания. На основании изложенного просит признать обжалуемый закон в полном объеме не соответствующим Конституции Республики Карелия, ее статьям 2 (часть 2), 16 (части 1 и 2), 17, 19 (часть 2), 26 (часть 1), 29 (часть 1).

В соответствии со статьей 74 (части 1 и 2) Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» суд принимает постановление по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов, только по предмету, указанному в обращении. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.

При принятии постановления Конституционный Суд Республики Карелия решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств дела во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

2. Рассматриваемый Закон Республики Карелия предусматривает передачу в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря находящегося в государственной собственности Республики Карелия здания Зимней гостиницы, относящегося к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в силу чего подлежащего особой государственной защите (Постановление Совета Министров РСФСР от 26 сентября 1983 года N 443 «О дополнительных мерах по сохранению и использованию памятников истории и культуры и природного ландшафта Валаамских островов в Карельской АССР», Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения»).

В связи с этим правовое регулирование вопроса передачи здания Зимней гостиницы должно осуществляться в соответствии с конституционными установлениями и федеральным законодательством, регулирующими как вопросы собственности, так и вопросы культурного развития государства.

Вопросы разграничения государственной собственности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «г» статьи 72 Конституции Российской Федерации). Порядок распоряжения собственностью Республики Карелия устанавливается законом Республики Карелия. Правительство Республики Карелия управляет и распоряжается собственностью в соответствии с законами Республики Карелия (пункт 7 части 2 статьи 41, пункт 4 статьи 57 Конституции Республики Карелия). Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации субъект Российской Федерации является участником гражданского оборота, участвует в регулируемых гражданским законодательством отношениях на основе равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности (статьи 2, 124, 212).

Конституция Российской Федерации относит установление основ федеральной политики и федеральных программ в области культурного развития Российской Федерации к ведению Российской Федерации (пункт «е» статьи 71). Охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации; по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Комплексное решение проблем сохранения и развития культурного потенциала страны, сохранения и эффективного использования культурного наследия народов Российской Федерации, в том числе при передаче имущества религиозным организациям, выразилось в принятии федеральных законов «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ, «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ и большого количества подзаконных актов как общего назначения, так и касающихся непосредственно такого памятника культуры, как Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный монастырь.

В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом. Здание Зимней гостиницы на острове Валаам имеет статус памятника культуры федерального (общероссийского) значения. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 10-01/07-714/2000-3 от 1 февраля 2000 года) это здание зарегистрировано на праве собственности за Республикой Карелия, что дало право Республике Карелия как субъекту гражданских правоотношений распорядиться объектом права собственности с учетом ограничений, установленных федеральным законодательством именно для объектов, являющихся памятниками культуры.

Распоряжением Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года N 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества» Правительству Российской Федерации поручено осуществить поэтапную передачу в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий и иного имущества религиозного назначения, находящихся в федеральной собственности, для использования в религиозных, учебных, благотворительных и других уставных целях, связанных с деятельностью конфессий.

В части 2 статьи 50 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» говорится о возможности передачи объектов культурного наследия религиозного назначения только религиозным организациям и лишь в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 3 статьи 21 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Названные правовые нормы, действующие в системной связи, свидетельствуют о праве Республики Карелия как субъекта Российской Федерации, за которым закреплен на праве собственности рассматриваемый объект недвижимости, распорядиться данным имуществом, в том числе безвозмездно передать его в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря в социальных и иных общезначимых целях. Данное право Республики Карелия и было реализовано в рассматриваемом Законе Республики Карелия «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря».

При передаче объекта новый собственник в силу закона принимает на себя обязательства по сохранению объекта культурного наследия, обеспечению доступа к нему туристов, экскурсантов, всех граждан, что является ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект. На нового собственника ложится бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, что вытекает из статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 статьи 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», частей 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Распоряжения Президента Российской Федерации от 23 апреля 1993 года N 281-рп «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества», пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 года N 490 «О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения» и пунктов 1 и 2 утвержденного данным Постановлением Положения.

Распоряжение собственностью Республики Карелия осуществлено в форме закона, то есть с соблюдением требований Конституции Республики Карелия, ее статей 41 (подпункт 7 части 2), 57 (пункт 4).

Таким образом, передача государственного имущества Республики Карелия осуществлена в пределах имеющихся полномочий субъекта Российской Федерации, в рамках федерального законодательства и Конституции Республики Карелия. За переданным зданием сохранен статус объекта культурного наследия общероссийского (федерального) значения и соответственно сохранен доступ к нему, как к памятнику истории и культуры.

3. Предметом регулирования рассматриваемого Закона Республики Карелия «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря» является передача объекта недвижимого государственного имущества Республики Карелия новому собственнику. Рассматриваемый закон адресован конкретным субъектам права - Правительству Республики Карелия, передающему имущество, и Спасо-Преображенскому Валаамскому ставропигиальному монастырю, принимающему имущество в собственность.

Вместе с тем, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 145-О, при передаче религиозным организациям находящегося в государственной или муниципальной собственности имущества религиозного назначения должны обеспечиваться конституционные гарантии лицам, владеющим этим имуществом на законных основаниях, с тем, чтобы соблюдался баланс прав и интересов религиозных организаций и владельцев имущества.

Не исследуя фактические обстоятельства дела о правовых основаниях пользования помещениями в передаваемом здании как физическими, так и юридическими лицами, Конституционный Суд Республики Карелия исходит из того, что при переходе права собственности на здание Зимней гостиницы законные права этих лиц защищены действующим федеральным законодательством. Гражданский кодекс Российской Федерации гарантирует сохранение на прежних условиях прав на аренду имущества, на пользование жилыми помещениями по договору найма, на иные вещные права на это имущество при смене его собственника (часть 3 статьи 216, часть 1 статьи 617, статья 675).

Обязанность нового владельца недвижимого имущества по сохранению указанных прав физических и юридических лиц и конституционных прав граждан Российской Федерации, не подчиненных внутреннему церковному праву, вытекает также из требований Устава Православной Религиозной Организации Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь Русской Православной Церкви, согласно которому монастырь как юридическое лицо осуществляет свою деятельность с соблюдением законодательства Российской Федерации (пункты 4 и 5). Составной частью единой системы российского законодательства является Конституция Республики Карелия, в которой одно из основополагающих положений запрещает использовать собственность в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам граждан (часть 5 статьи 8).

В ходе судебного заседания заявителем не были представлены доказательства того, что оспариваемым законом нарушены какие-либо конкретные конституционные права и свободы физических или юридических лиц.

Так, конституционное право на жилище, гарантированное физическим лицам, является субъективным правом конкретного субъекта жилищных правоотношений, нарушением которого может явиться не основанное на законе (произвольное) лишение права на проживание в конкретном жилом помещении. Сама по себе смена собственника помещения, в котором проживают граждане, не является нарушением их конституционного права на жилище.

Конституционное право на образование обеспечивается общедоступностью, обязательностью, бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. В судебном заседании установлено, что в муниципальной школе, расположенной в здании Зимней гостиницы, учебный процесс продолжает осуществляться в соответствии с государственной программой и методиками обучения по ранее намеченным планам. Смена собственника здания, в котором расположена муниципальная школа, не влияет на осуществление конституционного права на образование.

Свобода вероисповедания означает право человека в признаваемом им вероучении исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой. На данное субъективное конституционное право лиц не может повлиять передача права собственности на недвижимое имущество.

Конституционное право равенства прав и свобод человека и гражданина гарантируется государством независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещены любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Все равны перед законом и судом. В связи с этим нормы законов о правах, свободах и обязанностях должны применяться одинаково в отношении всего круга лиц, на которых рассчитан закон, без какой-либо дискриминации. Конституционная гарантия равенства прав и свобод человека и гражданина носит общий характер и не затрагивается при передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность монастыря.

Конституционный Суд Республики Карелия приходит к выводу, что по своему содержанию и правовым последствиям рассматриваемый республиканский закон является актом, регулирующим переход права собственности на недвижимое имущество от Республики Карелия к Русской Православной Церкви в лице Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, не нарушает при этом права третьих лиц, пользующихся данным имуществом. Их права и свободы, провозглашаемые и защищаемые Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Карелия и действующим законодательством, при смене собственника здания Зимней гостиницы сохраняются в прежнем объеме. Последующая реализация прав и свобод этих лиц должна осуществляться в соответствии с гражданским, жилищным и иным действующим законодательством. При этом каждому гарантируется государственная защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная (статьи 2, 45, 46 Конституции Российской Федерации, статья 2 Конституции Республики Карелия).

Таким образом, Конституционный Суд Республики Карелия приходит к выводу о том, что Закон Республики Карелия N 957-ЗРК «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря» не противоречит федеральному законодательству, не нарушает конституционные права граждан, а потому не противоречит Конституции Республики Карелия.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 71, 72 (часть 1), 73, 74, 80, 85 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», суд

постановил:


1. Признать соответствующим Конституции Республики Карелия Закон Республики Карелия от 6 февраля 2006 года N 957-ЗРК «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря».

2. Согласно части 1 статьи 79 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия», части 1 статьи 6, части 4 статьи 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» настоящее Постановление является окончательным, опротестованию и обжалованию не подлежит, вступает в силу немедленно после провозглашения, не требует подтверждения иными органами или лицами, обязательно к исполнению и не может быть пересмотрено иным судом.

3. Согласно статье 78 Закона Республики Карелия «О Конституционном Суде Республики Карелия» настоящее Постановление подлежит опубликованию в очередном номере газеты «Карелия» и в официальном издании «Собрание законодательства Республики Карелия».

Конституционный Суд Республики Карелия

Текст сверен по:
официальная рассылка

Дата принятия: 04 октября 2006

Поиск в тексте