РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


от 28 октября 2008 года

г. Петрозаводск

[Если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу]


Верховный Суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Логиновой Н.И., при секретаре Комягиной Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Карелия о признании недействующим и не подлежащим применению в части пункта 6 постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов № 225 от 15 декабря 2006 года «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Республики Карелия»,


установил:


Государственным комитетом Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов 15.12.2006 года было принято постановление № 225 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Республики Карелия» (далее постановление).

Данное постановление было опубликовано в газете «Карелия» № 143 от 21 декабря 2006 года.

Постановлением Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов № 16 от 25 мая 2007 года в данное постановление были внесены изменения.

Указанным нормативным правовым актом с 01 января 2007 года установлены нормативы потребления электрической энергии населением Республики Карелия на 1 человека в месяц, в частности, пунктом 6 постановления установлен норматив потребления электрической энергии на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления - 7 кВтч.

Заместитель прокурора Республики Карелия обратился в суд с требованием признать пункт 6 данного постановления недействующим и не подлежащим применению в той части, в которой его действие распространяется на жилые дома, в которых жилые помещения не оборудованы приборами учета потребления электрической энергии, со ссылкой на то, что в этой части постановление противоречит федеральному законодательству, в частности, статье 157 ЖК РФ, пунктам 24, 25 приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

В судебном заседании помощник прокурора Республики Карелия поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.

Заинтересованные лица - представители Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов, действующие по доверенностям, требования не признали и пояснили, что установленный оспариваемым постановлением норматив потребления электрической энергии (7 кВтч) является расчетной величиной, которая получена на основании данных статистики и расчетных таблиц норм расхода электроэнергии на эксплутационные расходы жилищного хозяйства. Сложившаяся на момент установления нормативов практика предусматривала оплату электрической энергии, расходуемой на работу приборов освещения и оборудования помещений общего пользования в доме, в составе платы за содержание и ремонт общего имущества дома. При этом в ряде муниципальных образований в соответствии с изменениями действующего жилищного законодательства из состава платы за содержание и ремонт общего имущества дома было исключено потребление электрической энергии. Единообразия в данном вопросе в муниципальных образованиях Республики Карелия нет. Это вызвано тем, что в настоящее время положения Жилищного кодекса РФ реализуются на практике не в полном объеме. Существуют различные варианты оплаты электрической энергии, потребленной на общедомовые нужды. Невыделение отдельного норматива на общедомовые нужды привело бы к искажению расчетов за электрическую энергию населением. Установление же отдельного норматива на обще домовые нужды не меняет суммарной величины: норматива (на индивидуальное и общедомовое потребление) и не ущемляет интересов граждан. Кроме того, при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета, размер платы за коммунальные услуги, в том числе за электроснабжение определяется по формуле № 6 пункта 2 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г.

Представитель третьего лица - Управления Министерства юстиции РФ по Республике Карелия пояснила, что в силу требований пункта 17 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 306, оспариваемое постановление не подлежало государственной регистрации, а требовало в 10-ти дневный срок после его принятия публикации в официальном средстве массовой информации, в данном случае, в газете «Карелия». Экспертное заключение, представленное в материалы дела, возможно, является ошибочным, так как при производстве юридической экспертизы Управление исходило из того, что нормативы потребления, утвержденные оспариваемым постановлением, были определены с использованием аналогового метода, вместе с тем, в судебном заседании представители Государственного комитета пояснили, что величина 7 кВтч фактически определена только расчетным путем. В связи с изложенным в настоящее время не представляется возможным выразить четкую правовую позицию по заявленным требованиям.

Выслушав объяснения прокурора, представителей заинтересованного лица - Государственного комитета РК по энергетике и регулированию тарифов, представителя 3 лица, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», частью 1 статьи 245 ГПК РФ прокурору предоставлены полномочия по оспариванию в суде нормативных правовых актов в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.

В соответствии с требованиями статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Частью 1 статьи 157 ЖК РФ установлено, что нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Указом Главы Республики Карелия от 12.06.2006г. № 105 «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Карелия», Положением о Государственном комитете Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов, утвержденным Указом Главы Республики Карелия № 140 от 18.09.2006 года, Государственный комитет РК по энергетике и регулированию тарифов (далее Государственный комитет) является органом исполнительной власти Республики Карелия.

Статьей 4 Закона РК от 24.05.2000г. № 410-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» установлено, что нормативными правовыми актами в Республике Карелия являются, в том числе, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Карелия (постановления, приказы, правила, инструкции и положения).

Согласно пунктов 11, 22 и 23 Положения, Государственный комитет в пределах своей компетенции вправе утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению, принимать нормативные правовые акты и публиковать в установленном порядке принятые решения".

Данные положения не противоречат Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 306 от23.05.2006г( пункты 2, 17).

15.12.2006 года Государственным комитетом принято постановление № 225 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Республики Карелия», опубликованное в газете «Карелия» № 143 от 21 декабря 2006 года.

Постановлением № 16 от 25 мая 2007 года, опубликованным в газете «Карелия» № 57 от 29 мая 2007 года, в указанное постановление были внесены изменения.

В соответствии со ст. 15 Закона РК от 24 мая 2000 года № 410-ЗРК, внесение изменений в нормативные правовые акты производится в порядке, установленном данным Законом для принятия самих нормативных правовых актов.

Таким образом, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, принятым в пределах полномочий органа его издавшего, с соблюдением требований законодательства к форме нормативно-правового акта, порядку принятия и введения его в действие, вместе с тем, содержание акта в оспариваемой части не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Пунктом 6 оспариваемого постановления установлен с 01 января 2007 года норматив потребления электрической энергии населением Республики Карелия на 1 человека в месяц в размере 7 кВтч на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн коллективного пользования, систем противопожарной автоматики, дымоудаления.

Таким образом, указанная величина - 7 кВтч используется при расчете размера оплаты за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования во всех жилых домах, расположенных на территории республики, как оборудованных индивидуальными приборами учета потребления электроэнергии, так и не оборудованных указанными приборами.

Вместе с тем, существует разница при определении размера оплаты за потребленную электроэнергию в местах общего пользования в домах, где каждое жилое помещение (квартира) оборудовано прибором учета потребления электроэнергии, и в домах, где указанные приборы учета отсутствуют, а имеется только общедомовой прибор учета потребления электрической энергии.

Так, частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, вод о отведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и С.Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Во исполнение части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года были утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее Правила), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг и требования к их формированию.

Согласно пункта 2 Правил под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.

Устанавливаемые в соответствии с Правилами нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3,4).

В соответствии с пунктом 30 Правил, в норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи.

Норматив потребления коммунальных услуг определяется либо рассчитывается по формулам, приведенным в приложении к Правилам, решение о применении одного из методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами (пункты 14, 24 Правил).

Как пояснили в судебном заседании представители Государственного комитета, оспариваемый норматив потребления электрической энергии на 1 человека в месяц - 7 кВтч получен расчетным методом.

Согласно пункта 44 Правил, нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 приложения к Правилам.

Пунктами 24 и 25 раздела 2 приложения к Правилам предусмотрено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула № 8).

Таким образом, установленная абзацем 2 пункта 25 приложения к Правилам величина -7 кВтч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.

Из изложенного следует, что величина 7 кВтч в месяц на 1 человека не может применяться как самостоятельный норматив потребления электроэнергии в жилых домах, в которых жилые помещения не оборудованы приборами учета потребления электроэнергии, и имеется только общедомовой прибор учета электроэнергии.

Ссылка представителей Государственного комитета на то обстоятельство, что в данном случае при расчете размера платы за электроснабжение должна применяться формула № 6 пункта 2 приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», не может быть принята во внимание, так как данная норма права не регулирует спорные правоотношения.

С учетом изложенного, пункт 6 постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 15.12.2006 года № 225 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Республики Карелия» в той части, в которой его действие распространяется на жилые дома, в которых жилые помещения не оборудованы приборами учета потребления электроэнергии, и имеются только общедомовые приборы учета потребления электрической энергии, противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в частности, Жилищному кодексу РФ и постановлению Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 года «Об утверждении правил установления и определения нормативов
потребления коммунальных услуг»
, в связи с чем в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ в оспариваемой части должен быть признан недействующим.

Согласно разъяснений Пленума Верховного Суда РФ (постановление № 48 от 29.11.2007г) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о принятом решении в силу требований статьи 35 Закона РФ «О средствах массовой информации», части 3 статьи 253 ГПК РФ подлежит опубликованию в газете «Карелия».

Судебные расходы в виде государственной пошлины в силу требований 333.17, 333.19 п. 1 ч. 6 Налогового кодекса РФ подлежат возмещению представительным органом -

Государственным комитетом Республики Карелия до энергетике и регулированию тарифов.


     Руководствуясь ст.ст. 194-198, главой 24 Гражданского процессуального кодекса РФ,суд


решил:

     Заявление заместителя прокурора Республики Карелия удовлетворить.


Признать пункт 6 постановления Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов от 15 декабря 2006 года № 225 «Об утверждении нормативов потребления электрической энергии населением Республики Карелия» противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу в части, в которой его действие распространяется на жилые дома, в которых жилые помещения не оборудованы приборами учета потребления электрической энергии.

Взыскать с Государственного комитета Республики Карелия по энергетике и регулированию тарифов государственную пошлину в размере 2000 рублей.


     Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Карелия».


Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Карелия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Н.И. Логинова