33-335/2009

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ


Судебная коллегия по гражданским делам
Верховного суда Республики Карелия

от 13 февраля 2009 года

     г. Петрозаводск

[Сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина или иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения]

     
     в составе: председательствующего Рочевой Е.С.

     и судей: Королевой СВ., Леоновой Л.П.


рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика на решение Петрозаводского городского суда от 16 января 2009 года по иску М. к А. о признании завещания недействительным.


     Заслушав доклад судьи Королевой СВ., судебная коллегия,


установила:


Истец М. обратился в суд с иском к А. о признании недействительным завещания, составленного Р. 27 апреля 2007 г. в пользу А., мотивируя требование тем, что на момент составления завещания Р. в силу состояния своего здоровья не был способен понимать значение своих действий и руководить ими.


     В судебном заседании истец М. и его представитель иск поддержали.


В судебном заседании ответчик А. иск не признал, указав, что на момент совершения действий по составлению завещания отец был адекватен; доказательств, свидетельствующих о том, что отец в силу психического состояния не мог понимать значения своих действий и руководить ими, не представлено.

Решением суда иск М. о признании завещания недействительным удовлетворен. Суд признал завещание Р. от 27 апреля 2007 года в отношении принадлежащего ему имущества в пользу А., недействительным.

С решением суда не согласен ответчик. В кассационной жалобе просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что основанием для отказа в иске послужило заключение судебно-психиатрической экспертизы. При этом суд отверг необоснованно показания свидетелей, которые подтвердили, что умерший Р. проживал с ответчиком в комфортных условиях, за ним осуществлялся надлежащий уход, его состояние здоровья было стабильным, и он мог сам выражать свою волю и желания, руководить эмоциями. При любом заболевании имеется стадия ремиссии и Р. при составлении завещания был адекватен.


     В возражениях на кассационную жалобу истец согласен с решением суда.


Проверив дело, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 1131 Гражданского Кодекса Российской Федерации при нарушении положений Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание); завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.

В соответствии с п. 5 ст. 1118 Кодекса завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства. Согласно п. 1 ст. 1119 Кодекса завещатель вправе по своему усмотрению завещать имущество любым лицам, любым образом определить доли наследников в наследстве, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, а также

включить в завещание иные распоряжения, предусмотренные правилами Кодекса о наследовании, отменить или изменить совершенное завещание.

В соответствии со ст. 177 Кодекса сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина или иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.

Судом установлено, что Р. 27 апреля 2007 г. составил завещание в отношении принадлежащего ему на праве собственности имущества (доля квартиры по адресу: г. Петрозаводск, садовый домик с хозяйственными постройками, земельный участок, расположенные в Прионежском районе Республики Карелия) в пользу ответчика А., завещание удостоверено в нотариальном порядке. Р. умер 19 января 2008 года.

Согласно заключению комиссии экспертов следует, что на момент подписания завещания 27 апреля 2007 г., Р. страдал хроническим психическим расстройством в форме «деменции со смешанным заболеванием (сосудистая патология, последствия ЧМТ)», что лишало его способности осознавать фактический характер своих действий и руководить ими.

Судом оценены и проверены все представленные сторонами доказательства, в том числе заключение психиатрической экспертизы и показания свидетелей. Суд критически оценил показания допрошенных свидетелей и пришел к выводу, что они не опровергают представленные доказательства о психическом состоянии умершего Р. Суд пришел к выводу, что в ходе судебного разбирательства совокупностью представленных доказательств, подтверждается факт, что Р. на момент совершения сделки находился в состоянии, не позволяющем ему понимать значения своих действий и руководить ими.


     Не соглашаться с выводами суда судебная коллегия оснований не усматривает.


При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, основанным на правильном толковании и применении норм материального права.

Оснований к отмене решения суда по доводам жалобы не имеется, так как они были предметом проверки и исследования судом первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.


     Руководствуясь ст.ст. 361, 367 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:


Решение Петрозаводского городского суда от 16 января 2009 года по настоящему делу оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий Судьи