• по
Более 56000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 июня 2011 года Дело N 33-4333/2011


[О признании права на бесплатную медицинскую помощь
и санаторно-курортное лечение в медицинских учреждениях и подразделениях
Федеральной службы Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотиков, компенсации морального вреда]



Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего: Верхотуровой И.В.
судей: Разуваевой Т.А., Шиловой О.М.
при секретаре: Глуховой В.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июня 2011 года гражданское дело по иску Б.А.В. к Региональному управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Хабаровскому краю о признании права на бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в медицинских учреждениях и подразделениях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, компенсации морального вреда по кассационной жалобе представителя истца Л.И.П. на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 12 мая 2011 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., объяснения истца Б.А.В., его представителя Л.И.П., действующей по доверенности от <дата>, судебная коллегия

установила:

Б.А.В. обратился в суд с иском к Региональному управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Хабаровскому краю (далее по тексту РУ ФСКН по Хабаровскому краю) о признании права на бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в медицинских учреждениях и подразделениях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (далее по тексту ФСКН России), компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>.
В обоснование заявленных требований Б.А.В. указал на то, что с <дата> он является пенсионером ФСКН России, обязанность по его пенсионному обеспечению возложена на РУ ФСКН России по Хабаровскому краю. Приказом начальника РУ ФСКН по Хабаровскому краю от <дата> N истец уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ в связи с выслугой срока службы, дающего право на получение пенсии. Общая выслуга в льготном исчислении составляет 20 лет 7 месяцев 24 дня. В настоящее время ему отказано в предоставлении права на медицинское обеспечение. Отказ считает необоснованным и полагает, что в соответствии с пунктами 128, 130 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05 июня 2003 г. N 613 и другими нормами действующего законодательства, он имеет право на бесплатную медицинскую помощь, бесплатное медицинское обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения в медицинских учреждениях и подразделениях ФСКН России, а также на санаторно-курортное лечение на льготных условиях. На основании изложенного, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика РУ ФСКН по Хабаровскому краю иск не признала.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 12 мая 2011 года отказано в удовлетворении исковых требований Б.А.В.
В кассационной жалобе представитель истца Л.И.П. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылается на неправильное применение судом норм материального права, а также на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приказом начальника РУ ФСКН РФ по Хабаровскому краю от <дата> N Б.А.В. был уволен со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии с 01 ноября 2010 года. Выслуга лет для назначения пенсии по состоянию на 01 ноября 2011 года у истца составляет в календарном исчислении 13 лет 01 месяц 28 дней, льготная - 5 лет 6 месяцев 29 дней, учеба - 1 год 10 месяцев 27 дней, всего - 20 лет 07 месяцев 24 дней, из них срок выслуги лет в органах внутренних дел составляет в календарном исчислении 10 лет 03 месяца 02 дня, в льготном исчислении - 14 лет 04 месяца 18 дней.
Отказывая истцу в удовлетворении требования о признании за ним права на бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение, суд исходил из того, что перечень периодов, подлежащих включению в выслугу лет, отличается от периодов, включаемых в общую продолжительность службы, и пришел к выводу о том, что по действующему законодательству право пенсионера ФСКН России на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на санаторно-курортное лечение зависит от общей продолжительности службы, которая должна составлять не менее 20 лет, и в нее не включается время обучения в общеобразовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Как следует из расчета выслуги лет на пенсию Б.А.В. его выслуга составляет 20 лет 07 месяцев 24 дня.
В соответствии с п. 128 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 года N 613, сотрудники, а также лица, уволенные со службы в органах наркоконтроля по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, по достижению ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья, по болезни или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более (далее именуются - пенсионеры), имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов, на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, средствами и изделиями медицинского назначения в медицинских учреждениях и подразделениях ФСКН России.
При отсутствии по месту службы или по месту жительства сотрудников и пенсионеров медицинских подразделений медицинская помощь им оказывается в учреждениях здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи сотрудникам и пенсионерам возмещаются ФСКН России.
Согласно п. 12 указанного Положения, общая продолжительность службы в органах наркоконтроля определяется в соответствии с пунктом 86 настоящего Положения.
Из содержания пункта 86 этого Положения следует, что порядок исчисления выслуги лет в органах наркоконтроля для выплаты процентной надбавки и для назначения пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
В целях реализации пункта 86 Положения, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. N 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28 мая 2004 г. N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, порядке назначения и выплаты единовременного пособия лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям» (далее по тесту - Правила).
Как следует из содержания пункта "а" части первой статьи 13 Федерального закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", право на пенсию за выслугу лет имеют: лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Подпунктом «з» пункта 1 указанных Правил установлено, что лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников, имеющих специальные звания (далее - сотрудники), в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 Федерального закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - выслуга лет для назначения пенсии), включаются время службы, работы и иные периоды, указанные в постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, а также:... время обучения (до поступления на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ либо иную службу, работу, периоды которой включаются в выслугу лет для назначения пенсии в указанных органах) в гражданских государственных, муниципальных и других имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования СССР и Российской Федерации независимо от формы обучения при условии их окончания (получения диплома о среднем профессиональном образовании или диплома бакалавра, специалиста либо магистра) в пределах 5 лет из расчета 2 месяца учебы за один месяц службы, но не более 2 лет и 6 месяцев.
Для назначения и выплаты пенсии лицам, указанным в статье 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", предусмотрены два основания: по п. "а" - при наличии совокупности двух юридических фактов: увольнения с правоохранительной службы и наличия на день увольнения со службы выслуги лет (в льготном исчислении) 20 лет и более; по п. "б" - включающих в себя увольнение с правоохранительной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по болезни, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также достижение на день увольнения возраста 45 лет, и наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет правоохранительная служба.
В соответствии с п. 2 Правил, указанные 12 лет и 6 месяцев, необходимых для назначения пенсии в соответствии с п. «б» ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, входят в общую продолжительность службы.
Инструкцией по организации медицинского обеспечения в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков от 12 мая 2008 г. N 162 определена организация медицинского обеспечения сотрудников, лиц, уволенных со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по выслуге срока службы, дающего право на получение пенсии, по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья, по болезни или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более, в том числе в льготном исчислении.
Анализ приведенных правовых норм, позволяет судебной коллегии прийти к выводу о том, что правовое значение и содержание "общая продолжительность службы" входит в понятие "выслуга лет", учитывая, что выслуга лет истца исчисляется по правилам пункта 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 254 и составляет 20 лет в льготном исчислении, он в соответствии с приведенными нормативными правовыми актами имеет право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов, на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, средствами и изделиями медицинского назначения в медицинских учреждениях и подразделениях ФСКН России.
При изложенных обстоятельствах судом неправильно применены нормы материального права, вывод суда об отсутствии у истца общей продолжительности службы для возникновения права на бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в медицинских учреждениях и подразделениях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, не соответствует обстоятельствам дела, что согласно ст. 362 ГК РФ является основанием к отмене решения.
Поскольку все обстоятельства установлены полно, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение и в этой части удовлетворить требование истца.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд, основываясь на положениях ст. 151 ГК РФ, обоснованно пришел к выводу, что доказательств причинения морального вреда действиями ответчика, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага, истцом не представлено.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется, поскольку они основаны на материалах дела и обстоятельствах, установленных в судебном заседании, в этой части решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 12 мая 2011 года отменить в части отказа Б.А.В. в удовлетворении требования к Региональному управлению Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Хабаровскому краю о признании права на бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в медицинских учреждениях и подразделениях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Признать за Б.А.В. право на бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в медицинских учреждениях и подразделениях Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
В остальной части Решение Центрального районного суда города Хабаровска от 12 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б.А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:
И.В. Верхотурова

Судьи:
Т.А. Разуваева
О.М. Шилова

Номер документа: 33-4333/2011
Принявший орган: Хабаровский краевой суд
Дата принятия: 29 июня 2011

Поиск в тексте