АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2024 года Дело N А56-26816/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Куприяновой Е.В., судей Дмитриева В.В. и Константинова П.Ю.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Промышленно-энергетические технологии" Сухининой Д.Н. (доверенность от 18.08.2023), от акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" Солопан О.В. (доверенность от 29.12.2023),

рассмотрев 24.04.2024 в открытом судебном заседании кассационные жалобы акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" и общества с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие Промышленно-энергетические технологии" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.01.2024 по делу N А56-26816/2023,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Совместное предприятие промышленно-энергетические технологии", адрес: 191015, Санкт-Петербург, Калужский переулок, дом 3, литера А, помещение 29-Н, ОГРН 1147847551180, ИНН 7802180054 (далее - Предприятие), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к акционерному обществу "Теплосеть Санкт-Петербурга", адрес: 196211, Санкт-Петербург, Бассейная улица, дом 73, корпус 2, литера А, ОГРН 1107847010941, ИНН 7810577007 (далее - Общество), о взыскании:

- 41 637 783 руб. 56 коп. задолженности по оплате работ по контракту N 21-2029 (далее - Контракт) на выполнение работ по реконструкции распределительной сети Варшавская от тепловой камеры-16а (тепловая магистраль 2-я Южная) до тепловой камеры-28а по актам о приемке выполненных работ от 20.08.2022 N 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 и 28, а также от 03.12.2022 N 29 и от 05.12.2022 N 30.

- 3 075 804 руб. 39 коп. неустойки за просрочку оплаты работ в период с 02.10.2022 по 03.08.2023 с дальнейшим ее начислением на сумму долга по актам о приемке выполненных работ от 20.08.2022 N 20-28 (40 014 801 руб. 22 коп.) из расчета 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки до даты фактического исполнения обязательства;

- 4618 руб. 45 коп. неустойки за просрочку оплаты работ в период с 28.01.2023 по 17.02.2023 с дальнейшим ее начислением на сумму долга по акту о приемке выполненных работ от 03.12.2022 N 29 (879 704 руб. 93 коп.) из расчета 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки до даты фактического исполнения обязательства;

- 3530 руб. 57 коп. неустойки за просрочку оплаты работ в период с 30.01.2023 по 17.02.2023 с дальнейшим ее начислением на сумму долга по акту о приемке выполненных работ от 05.12.2022 N 30 (743 277 руб. 41 коп.) из расчета 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки до даты фактического исполнения обязательства.

Иск принят судом к производству с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2023 принят отказ Предприятия от иска в части требования о взыскании 879 704 руб. 93 коп. задолженности по акту от 03.12.2022 N 29 и соответствующей неустойки за просрочку ее оплаты, производство по делу в данной части прекращено.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.10.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.01.2024, иск удовлетворен частично. С Общества в пользу Предприятии взыскано 40 014 801 руб. 22 коп. задолженности, 1 500 000 руб. неустойки, неустойка со 02.10.2022 по дату фактического исполнения обязательства, 743 277 руб. 41 коп. задолженности и неустойка, начисленная на сумму 743 277 руб. 41 коп. начиная с 27.09.2023 по дату фактического исполнения обязательства, в остальной части в иске отказано.

В своей кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит указанные судебные акты отменить, принять новый - об отказе в иске.

По мнению Общества, суды двух инстанций не учли, что увеличенная по соглашению сторон цена Контракта вышла за пределы общего лимита финансирования Контракта из бюджета Санкт-Петербурга, установленного согласно письму Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Санкт-Петербурга (далее - КЭИО) от 07.06.2023 N 01-16-9417/23-0-1 в размере 452 293 970 руб.; что Предприятие реально не пострадало от последствий введения внешнеэкономических санкций в рамках исполнения Контракта, поскольку значительная часть работ по корректировочным актам N 20-28 фактически выполнена субподрядчиком Предприятия без корректировки их стоимости, а соответствующая разница между оплатой субподрядчику и оплатой Предприятию является прибылью Предприятия, которая в результате корректировки увеличивается в среднем до 50%; что дополнительное соглашение от 08.12.2022 N 9 к Контракту не распространяется на работы, выполненные до 01.01.2023; условия иных контрактов, заключенных между Обществом и третьими лицами, не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела; что Общество никогда не подтверждало намерение оплатить скорректированную стоимость работ по актами N 20-28 за счет иных средств, нежели бюджетные.

В своей кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит указанные судебные акты изменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

По мнению Предприятия, суды двух инстанций неправомерно снизили размер неустойки за просрочку оплаты работ по актам N 20-28 ниже ключевой ставки и необоснованно исключили из периода начисления неустойки за просрочку оплаты работ по акту N 30 периода с 30.01.2023 по 26.09.2023, войдя в противоречие с установленными фактическими обстоятельствами дела.

В отзывах на кассационные жалобы Общество и Предприятие просят отказать в удовлетворении жалобы оппонента.

В суд округа поступили возражения Предприятия на отзыв Общества на кассационную жалобу Предприятия.

В судебном заседании представители Предприятия и Общества поддержали доводы, приведенные в своих кассационных жалобах, обратились с просьбой отказать в удовлетворении жалобы оппонента.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 01.09.2021 между Обществом (заказчиком) и Предприятием (подрядчиком) по итогам аукциона N 1200700007421000009, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и решения аукционной комиссии (протокол подведения итогов от 19.08.2021 N 36 электронного аукциона, идентификационный код закупки 214781057700778100100106406404221400) заключен Контракт, по условиям которого подрядчик принял обязательство выполнить работы по реконструкции распределительной сети Варшавская от тепловой камеры 16а (тепловая магистраль 2-я Южная) до тепловой камеры 28а (далее - Работы), а заказчик - принять и оплатить выполненные работы.

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта его цена составляла 381 306 484 руб.

Согласно пункту 3.2 Контракта источник финансирования выполнения работ по Контракту - бюджетные инвестиции в уставный капитал заказчика, предоставляемые ему Санкт-Петербургом в лице уполномоченных органов власти Санкт-Петербурга на основании статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в соответствии с договором об участии Санкт-Петербурга в собственности Общества от 26.02.2021 N 41 (далее - Договор об участии): в 2021 году в размере 142 186 248 руб. 02 коп. с НДС, в 2022 году в размере 281 487 623 руб. 85 коп. с НДС.

Цена Контракта не может изменяться в ходе исполнения Контракта, за исключением случаев, предусмотренных Контрактом и действующим законодательством.

Исходя из пункта 3.7 Контракта, оплата выполненных подрядчиком работ осуществляется заказчиком с учетом следующего:

- работы, подлежащие выполнению в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к Контракту) в срок до 31.03.2022, подлежат оплате в пределах, предоставляемых заказчику в 2021 году бюджетных инвестиций в соответствии с пунктом 3.2 Контракта (лимит финансирования на 2021 год). Размер лимита финансирования на 2021 год определяется с учетом коэффициента аукционного снижения по результатам аукциона, и рассчитывается путем применения коэффициента аукционного снижения к сумме предоставляемых заказчику в 2021 году бюджетных инвестиций в соответствии с пунктом 3.2. Контракта;

- работы, подлежащие выполнению в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к Контракту) в срок с 01.04.2022 до 31.12.2022 - в пределах предоставляемых заказчику в 2022 году бюджетных инвестиций в соответствии с пунктом 3.2. Контракта (лимит финансирования на 2022 год). Размер лимита финансирования на 2022 год определяется с учетом коэффициента аукционного снижения по результатам аукциона и рассчитывается путем применения коэффициента аукционного снижения к сумме предоставляемых заказчику в 2022 году бюджетных инвестиций в соответствии с пунктом 3.2. Контракта.

Заказчик вправе не оплачивать работы, выполненные подрядчиком с нарушением установленных размеров лимитов финансирования и не согласованные с заказчиком в соответствии с пунктом 2.7 Контракта.

На основании пункта 3.9 Контракта оплата выполненных подрядчиком работ производится в соответствии со сметой Контракта (приложение N 5 к Контракту) не позднее 30 календарных дней с даты приемки заказчиком выполненных работ и подписания заказчиком акта о приемке выполненных работ по форме согласно приложению N 6 к Контракту, справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, счета-фактуры, но не ранее поступления на лицевой счет заказчика, открытый в Комитете финансов Санкт-Петербурга, бюджетных инвестиций, указанных в пункте 3.2. Контракта, а также с учетом установленных пунктом 3.7 Контракта размеров лимитов финансирования.

Пунктом 8.2 Контракта стороны предусмотрели, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств по оплате выполненных работ подрядчик вправе потребовать уплаты пеней. Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

Письмом от 28.01.2022 N 01-16-929/22-0-1 КЭИО по запросу Общества уведомил Санкт-Петербургское государственное автономное учреждение "Центр государственной экспертизы" (далее - ГАУ "ЦГЭ"), что планируемая (предполагаемая) стоимость Работ составляет 594 155, 38 тыс. руб., в том числе НДС.

Письмом от 05.04.2022 N 44/3426 Общество уведомило ГАУ "ЦГЭ", что физические объемы работ, конструктивные, организационно-технологические и другие решения при проведении повторной государственной экспертизы сметной документации в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в отношении Работ не изменяются.

Между Обществом и ГАУ "ЦГЭ" с участием Предприятия в качестве плательщика 25.04.2022 заключен договор возмездного указания услуг N 188 на проведение повторной государственной экспертизы сметной документации в связи с увеличением цен на строительные ресурсы в отношении Работ.

Откорректированная сметная документация 30.06.2022 получила положительное заключение ГАУ "ЦГЭ" N 78-1-1-2-042881-2022.

Заключением ГАУ "ЦГЭ" установлено, что пересчет сметной стоимости осуществлен достоверно, соответствует требованиям Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) от 23.12.2019 N 841/пр (далее - Методика N 841/пр) и составляет 594 154 154 руб. 77 коп.

Общество и Предприятие 18.08.2022 подписали дополнительное соглашение N 8 к Контракту (далее - Соглашение N 8) об увеличении общей цены Контракта до 495 698 429 руб. 20 коп. в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы в ходе исполнения Контракта в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 N 1315 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1315), в частности, с соблюдением требований подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства N 1315 (в том числе о недопустимости увеличения цены контракта более чем на 30%).

Пунктом 3.2 Соглашения N 8 стороны уточнили пункт 3.2 Контракта (в части размера источника финансирования выполнения работ по Контракту - бюджетных инвестиций в уставный капитал заказчика, предоставляемых ему Санкт-Петербургом в лице уполномоченных органов власти Санкт-Петербурга на основании статьи 80 БК РФ в соответствии с Договором об участии): в 2020 году - 7 200 000 руб. с НДС, в 2021 году - 142 186 248 руб. 02 коп. с НДС, в 2022 году - 281 487 623 руб. 85 коп. с НДС.

Впоследствии 28.10.2022 стороны подписали дополнительное соглашение N 10 к Контракту (далее - Соглашение N 10), в пункте 1 которого окончательно уточнили пункт 3.2 Контракта в части размера бюджетных инвестиций: в 2020 году - 7 200 000 руб. с НДС, в 2021 году - 488 489 429 руб. 20 коп. с НДС (совокупный лимит 2020-2021 годов составил 495 698 429 руб. 20 коп.), - а в пункте 2 - пункт 3.7 Контракта, установив, что:

- работы, подлежащие выполнению в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к Контракту) в срок до 24.12.2021, подлежат оплате в пределах, предоставляемых заказчику в 2020 году бюджетных инвестиций в соответствии с пунктом 3.2 Контракта (лимит финансирования на 2020 год);

- работы, подлежащие выполнению в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2 к Контракту) в срок до 31.12.2022 - в пределах предоставляемых заказчику в 2021 году бюджетных инвестиций в соответствии с пунктом 3.2. Контракта (лимит финансирования на 2021 год).

Предприятие, исходя из того, что в силу подпункта "д" пункта 14.2 Методики N 841/пр стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком в 2021-2022 годах до даты выполнения пересчета сметной стоимости, а также стоимость работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения пересчета сметной стоимости до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта, подлежит корректировке, направило Обществу акты о приемке выполненных работ от 20.08.2022 N 20-28 на сумму 40 014 801 руб. 22 коп, корректирующие стоимость работ, выполненных Предприятием и оплаченных Обществом от даты пересчета сметной стоимости до даты заключения Соглашения N 8.

Акты о приемке выполненных работ от 20.08.2022 N 20-28 на сумму 40 014 801 руб. 22 коп. были подписаны Обществом.

Общество письмом от 25.08.2022 N 44-8497 направило указанные акты на согласование в КЭИО.

КЭИО письмом от 07.09.2022 N 01-16-17028/22-0-1 отказал Обществу в согласовании увеличения стоимости работ по Контракту, уже принятых и оплаченных Обществом.

Общество письмом от 15.09.2022 N 44-9584 повторно направило в КЭИО акты от 20.08.2022, указав, что "изменение стоимости работ, выполненных и оплаченных в период с марта 2022 по 18 августа 2022, учтено в Смете Контракта и согласовано Дополнительным соглашением N 8 от 18.08.2022. Работы/затраты, согласованные и подписанные АО "Теплосеть Санкт-Петербурга" и предъявленные к оплате в Справке о стоимости работ по форме КС-3 N 14 от 20.08.2022 (КС-2 N 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27 и 28) подлежат оплате на основании обязательства Заказчика, возникшего в Контракте (п. 4.1.8 и п. 3.9) в течение 30 дней с даты подписания Заказчиком Актов выполненных работ, т.е. не позднее 25.09.2022".

КЭИО письмом от 21.09.2022 N 01-16-2076/22-0-0 направил запросы о возможности оплаты корректировочных актов в Комитет государственного заказа Санкт-Петербурга, Комитет государственного финансового контроля Санкт-Петербурга и Комитет финансов Санкт-Петербурга.

Минстрой России 27.09.2022 направил в адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации разъяснение N 49588-СМ/09, в котором прямо указал на необходимость корректировки стоимости работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения расчета, обосновывающего существенное возрастание стоимости строительных ресурсов, до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены контракта.

Письмами Комитета государственного заказа Санкт-Петербурга от 10.10.2022 N 12-30-2920/22-0-1, Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга от 14.10.2022 N 10-18-3630/22-0-0 и Комитета финансов Санкт-Петербурга от 19.10.2022 N 24-08-20845/22-0-1 КЭИО было указано на обоснованность корректировки стоимости работ, выполненных подрядчиком и оплаченных заказчиком от даты выполнения расчета, обосновывающего существенное возрастание стоимости строительных ресурсов, до даты заключения дополнительного соглашения об изменении цены Контракта со ссылкой на подпункт "д" пункта 14.2 Методики N 841/пр и разъяснения Минстроя России от 27.09.2022 N 49588-СМ/09.

Тем не менее КЭИО повторно не согласовал корректировочные акты от 20.08.2022.

Предприятие 23.01.2023, ссылаясь на вышеприведенные обстоятельства, а также на достижение сторонами договоренности об оплате корректировочных актов за счет собственных средств Общества, в согласовании оформляющего которую соглашения общество с ограниченной ответственностью "Газпром энергохолдинг" (контролирующее Общество лицо), отказало, направило Обществу претензию N 29/01 с требованием уплаты 40 014 801 руб. 22 коп. задолженности по корректировочным актам N 20-28 и начисленной на данную сумму неустойки.

Кроме того, Предприятие письмом от 09.12.2022 направило Обществу составленные в одностороннем порядке документы, оформляющие сдачу-приемку работ, в том числе акт по форме N КС-2 от 05.12.2022 N 30 на сумму 743 277 руб. 41 коп.

Мотивированный отказ от подписания данного акта Обществом в адрес Предприятия не направлялся, в связи с чем Общество обратилось к Предприятию с претензией от 17.02.2023 N 76/02 с требованием уплаты 743 277 руб. 41 коп. задолженности по одностороннему акту N 30 и начисленной на данную сумму неустойки.

Неурегулирование спора в досудебном порядке послужило основанием для обращения Предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд первой инстанции иск удовлетворил частично, уменьшив размер неустойки за просрочку оплаты работ по актам N 20-28 в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).

Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции

Суд кассационной инстанции, изучив материалы настоящего дела и приведенные в жалобах доводы, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

В силу пункта 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 ГК РФ.

Исходя из пункта 6 статьи 709 ГК РФ, подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.