СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 марта 2022 года Дело N 33а-760/2022

г. Мурманск

10 марта 2022 года


Судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Науменко Н.А.

судей

Федоровой И.А.

Мильшина С.А.

при секретаре

Лащенко И.В.


рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-1264/2021 по административному исковому заявлению Авазова Алишера Абриевича к Управлению по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче вида на жительство в Российской Федерации,

по апелляционной жалобе Авазова Алишера Абриевича на решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 23 декабря 2021 года.

Заслушав доклад судьи Федоровой И.А., возражения относительно апелляционной жалобы представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области Легкого Н.Л., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда

установила:

Авазов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел по Мурманской области (далее УВМ УМВД России по Мурманской области) об отказе в выдаче вида на жительство в Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований указал, что является гражданином Республики Узбекистан. На территорию Российской Федерации переехал более 10 лет назад. Состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации Беник Ю.О. От брака имеют троих несовершеннолетних детей, которые также являются гражданами Российской Федерации.

Решением УВМ УМВД России по Мурманской области _ _ года ему было выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации сроком действия до _ _ года, которое продлено Указом Президента Российской Федерации до _ _ года.

_ _ года он получил уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги (выдаче вида на жительство на территории Российской Федерации) на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Данный отказ полагает незаконным, поскольку законодательство Российской Федерации не нарушал и не совершал действий, перечисленных в статье 9 вышеуказанного Федерального закона.

Считает, что обжалуемое решение не имеет законных оснований, не оправдано социальной необходимостью, нарушает его право на семейную жизнь.

Административный истец просил суд признать незаконным и отменить решение УВМ УМВД России по Мурманской области от 15 ноября 2021 года об отказе в выдаче ему вида на жительство, возложить на УВМ УМВД России по Мурманской области обязанность предоставить соответствующую услугу.

Определением Мончегорского городского суда Мурманской области от 9 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области (далее - УМВД России по Мурманской области), в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Мурманской области (далее - УФСБ России по Мурманской области).

Решением Мончегорского городского суда Мурманской области от 23 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Авазову А.А. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец Авазов А.А., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, установленных в ходе судебного разбирательства, просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований.

В обоснование жалобы приводит доводы о том, что решение суда первой инстанции нарушает его право на семейную жизнь, поскольку лишает возможности должным образом содержать и помогать своей семье. Его супруга и дети являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации. Административный истец сам более 10 лет проживает на территории Российской Федерации.

Указывает, что каких-либо объективных сведений и доказательств того, что административный истец представляет угрозу безопасности, либо выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, не имеется, административным ответчиком и заинтересованным лицом не представлено, судом не истребовано.

Ссылаясь на статью 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О ***" полагает, что непредставление указанной информации УФСБ России по Мурманской области ограничивает право административного истца на получение доступа к информации, следовательно, на защиту своих прав.

Полагает, что поскольку настоящее административное дело связано с ***, то в силу подпункта 1 части 1 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, данное дело районному суду не подсудно.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец Авазов А.А. и его представитель, представитель административного ответчика УМВД России по Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, поскольку их неявка в силу статей 150, 152, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела по существу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Мурманского областного суда находит решение суда законным и обоснованным.

Суд правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Право гражданина на обращение в суд с административным иском об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, связанное с нарушением его права и законного интереса, предусмотрено положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации определено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 года Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, пунктом 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 год), право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (часть 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации).

Правовой режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан установлен Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", определяющим их правовое положение в Российской Федерации и регулирующим возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации отношения между ними, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны (статья 1).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - это документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

В соответствии пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство может быть выдан иностранному гражданину, прожившему в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Пунктом 10 статьи 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что порядок выдачи вида на жительство, замены вида на жительство, формы заявлений о выдаче вида на жительство, о замене вида на жительство, срок рассмотрения таких заявлений и порядок подачи заявлений в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.

Порядок оказания указанной государственной услуги и перечень требуемых документов установлен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 11 июня 2020 года N 417 (далее - Административный регламент).

В соответствии с пунктом 20 Административного регламента государственная услуга по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, замене иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами МВД России на региональном уровне.

По заявлениям о выдаче вида на жительство межведомственные запросы направляются в территориальные органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях проверки иностранных граждан, достигших возраста четырнадцати лет, для выявления оснований, предусмотренных подпунктами 59.1 и 59.2 пункта 59 Административного регламента путем направления второго экземпляра заявления о выдаче вида на жительство (подпункт 133.1 пункта 133 Административного регламента).

Согласно пунктам 148, 149 Административного регламента результатом административной процедуры является решение о выдаче вида на жительство, замене вида на жительство, выдаче дубликата вида на жительство либо об отказе в предоставлении государственной услуги. Способом фиксации результата административной процедуры является подписание заключения о выдаче вида на жительство либо об отказе в предоставлении государственной услуги.

В силу подпункта 59.1 пункта 59 Административного регламента в предоставлении государственной услуги отказывается, если иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Авазов А.А., _ _ года рождения, является гражданином ***, проживает на территории Российской Федерации с * года.

Решением УМВД России по Мурманской области от _ _ года N * Авазову А.А. выдано разрешение на временное проживание в Российской Федерации на срок до _ _

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Авазовым А.А., как иностранным гражданином, проживающим в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание, _ _ года подано заявление о выдаче вида на жительство, в связи с тем, что его дети и супруга являются гражданами Российской Федерации и постоянно проживают на территории Российской Федерации.

На основании пункта 133 Административного регламента с целью проверки иностранного гражданина УМВД России по Мурманской области направлен межведомственный запрос в территориальный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

В свою очередь, УФСБ по Мурманской области в адрес начальника УВМ УМВД России по Мурманской области направлено уведомление о несогласовании вопроса о выдаче вида на жительство в Российской Федерации гражданину *** Авазову А.А. на основании пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан", в связи с имеющимися в УФСБ России по Мурманской области сведениями о его причастности к совершению действий, создающих угрозу безопасности Российской Федерации.

На основании указанной информации, по результатам рассмотрения заявления административного истца старшим инспектором ОВМ ОП N * УМВД России по Мурманской области постановлено заключение N *, которым Авазову А.А. отказано в выдаче вида на жительство в Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении граждан в Российской Федерации".

Указанное заключение _ _ года согласовано начальником ОРВР УВМ УМВД России по Мурманской области, начальником УВМ УМВД России по Мурманской области, и утверждено врио начальником УМВД России по Мурманской области.

О принятом решении Авазов А.А. извещен уведомлением начальника УВМ УМВД России по Мурманской области от _ _ года за N* об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче вида на жительство в Российской Федерации.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь приведенными нормами материального права, оценив исследованные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемое решение об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче вида на жительство в Российской Федерации принято уполномоченным органом государственной власти в пределах компетенции, установленной законом, с соблюдением установленной нормативной процедуры, подписано компетентным должностным лицом, содержит выводы по существу поставленного вопроса и ссылку на правовые основания принятия такого решения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения и об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и свобод административного истца, в связи с чем правильно отказал в удовлетворении заявленных Авазовым А.А. требований.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда.

В силу статьи 1 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Согласно статье 2 указанного закона к органам федеральной службы безопасности отнесены, в том числе, управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности).

В силу пункта "р" статьи 12 Федерального закона от 03 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" органы Федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" оперативным подразделениям органов федеральной службы безопасности предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации.

В свою очередь, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года N 699, не предусматривают для территориального органа МВД России на региональном уровне такого полномочия как проверка правильности и обоснованности решений органов федеральной службы безопасности.

Исходя из положений вышеназванных законов, и вопреки доводам апелляционной жалобы, суд пришел к правильному выводу о том, что поступившая из УФСБ России по Мурманской области информация, является обязательной для УВМ УМВД России по Мурманской области при рассмотрении вопроса о предоставлении государственной услуги по выдаче вида на жительство в Российской Федерации, при этом к полномочиям миграционного органа не отнесена проверка правильности и обоснованности уведомлений, выданных органами федеральной службы безопасности в рамках их компетенции.

Поскольку судом установлено, что основанием для принятия оспариваемого решения послужила информация органов Федеральной службы безопасности о причастности Авазова А.А. к противоправной деятельности, создающей угрозу безопасности государству, оснований полагать ошибочным вывод о законности решения УВМ УМВД России по Мурманской области не имеется, в связи с тем, что суд не вправе давать оценку факторам, угрожающим национальной безопасности, полученным в отношении иностранного гражданина от источников, в силу которых вопрос о возможности предоставления государственной услуги по выдаче вида на жительство в Российской Федерации не согласован.