ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 21 марта 2022 года Дело N 12-64/2022

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Абрамовой Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу командира отделения МОВО "Пушкиногорское" - филиала ФГКУ "ОВО ВНГ России по Псковской области Фомина В.А. на постановление судьи Пушкиногорского районного суда Псковской области от 1 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Власовой С.А., <данные изъяты> года рождения, уроженки <данные изъяты>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <данные изъяты>

установил:

Постановлением судьи Пушкиногорского районного суда Псковской области от 1 февраля 2022 года в отношении Власовой С.А. прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Псковский областной суд, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - командир отделения МОВО "Пушкиногорское" - филиала ФГКУ "ОВО ВНГ России по Псковской области Фомин В.А. ставит вопрос об отмене вынесенного постановления в связи с его незаконностью и необоснованностью и о возвращении дела на новое рассмотрение.

В судебном заседании должностное лицо Фомин В.А. поддержал доводы жалобы.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Власова С.А. в судебное заседание не явилась, направленное ей почтовым отправлением с идентификатором 18090268607386 (л.д. 72) судебное извещение возвращено организацией почтовой связи в связи с истечением срока хранения, поэтому она признана надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, и жалоба рассмотрена без ее участия.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В силу подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1 Закона N 68-ФЗ органы управления и силы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций функционируют в режиме повышенной готовности при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Подпунктом "а.2" статьи 10 Закона N 68-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по установлению обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила).

Кроме того, в соответствии подпунктами "а", "м", "у" пункта 1 статьи 11 Закона N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пункт "м"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подпункт "у").

Распоряжением Администрации Псковской области от 5 марта 2020 года N 133-р с 5 марта 2020 года в целях организации и проведения мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) введен режим повышенной готовности Псковской областной - территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Указом Губернатора Псковской области от 15 марта 2020 года N 30-УГ "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - указ N 30-УГ) на территории Псковской области введены ограничительные мероприятия (карантин) (нормы указа в редакции, действовавшей на 17 января 2022 года).

Подпунктом "е" подпункта 4 пункта 2 указа 30-УГ установлена обязанность граждан на период действия ограничительных мероприятий носить одноразовые маски, или многоразовые маски, или респираторы для защиты органов дыхания в общественном транспорте (в том числе в легковом такси), в местах приобретения товаров (в том числе на территориях рынков, ярмарок, торговых центров, торгово-развлекательных центров), в местах выполнения работ, оказания услуг (в том числе в спортивно-развлекательных центрах, объектах предприятий общественного питания, за исключением времени приема пищи), в лифте, на работе (при одновременном нахождении в помещении более одного гражданина), в иных общественных местах (в случае невозможности соблюдения социальной дистанции до других граждан, предусмотренной подпунктом "а" настоящего подпункта), за исключением случаев, когда настоящим указом, актами Главного государственного санитарного врача Российской Федерации разрешено нахождение граждан в общественном месте без масок.

Согласно пункту 24.1 указа N 30-УГ подпунктом "е" подпункта 4 пункта 2 указа установлены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения на территории Псковской области при введенном в Псковской области режиме повышенной готовности.

Абзацем 5 статьи 19 Закона N 68-ФЗ закреплена обязанность граждан Российской Федерации выполнять установленные в соответствии с настоящим Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

Частью 2 данной статьи установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 17 января 2022 года командиром отделения МОВО "Пушкиногорское" - филиала ФГКУ "ОВО ВНГ России по Псковской области Фоминым В.А. в отношении Власовой С.А. составлен протокол <данные изъяты>3 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ (л.д. <данные изъяты>), согласно которому 17 января 2022 года в 18 часов 00 минут Власова С.А. находилась в магазине "<данные изъяты>", расположенном по адресу: <данные изъяты> без средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовой или многоразовой маски либо респиратора), чем допустила невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, установленных подпунктом "е" подпункта 4 пункта 2 указа N 30-УГ.

Разрешая дело, судья Пушкиногорского районного суда пришел к выводу об отсутствии в действиях Власовой С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Судьей районного суда при рассмотрении дела было установлено, что Власова С.А. была привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ постановлением судьи Пушкиногорского районного суда Псковской области от <данные изъяты> года, вступившим в законную силу 12 января 2021 года, которым ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Штраф не был уплачен ею в добровольном порядке в установленный срок, 16 марта 2021 года постановление направлено для принудительного взыскания, сведения об исполнении отсутствуют. При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к выводу о том, что на момент совершения инкриминируемого деяния Власова С.А. являлась лицом, подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в связи с чем ее действия подлежали квалификации по части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ, а поскольку санкция части 2 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание, чем части 1, переквалификация невозможна, в связи чем производство по делу об административном правонарушении прекратил ввиду отсутствия состава правонарушения.

С выводами судьи Пушкиногорского районного суда Псковской области нельзя согласиться в связи со следующим.

В соответствии с положениями статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное, своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые указанным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Из положений статей 26.2, 28.2 КоАП РФ следует, что основополагающим процессуальным документом в рамках дела об административном правонарушении является протокол по делу об административном правонарушении.

При этом в силу части 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются помимо прочего место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

В данном случае должностным лицом в протоколе об административном правонарушении Власовой С.А. вменено административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и описано соответствующее ему событие административного правонарушения.

Судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении установлено наличие у Власовой С.А. признака специального субъекта, поскольку она является лицом, подвергнутым административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.

Вместе с тем, должностным лицом в протоколе об административном правонарушении в описание события административного правонарушения указанный признак не включен, а применительно к вмененным Власовой С.А. обстоятельствам административного правонарушения квалификация деяния дана правильная.

Общим правилом квалификации является приоритет квалифицированного вида состава перед основным, однако при этом квалифицированный состав содержит все признаки основного.

По настоящему делу описанное в протоколе об административном правонарушении деяние содержит все признаки состава, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и сведений о том, что данная квалификация каким-либо образом ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушает его право на защиту, не имеется.

С учетом изложенного и конкретных обстоятельств дела судья районного суда не вправе был только в связи с фактическим наличием квалифицирующего признака состава административного правонарушения, невмененного лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прекращать производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенное процессуальное нарушение является существенным, не позволило полно и объективно рассмотреть дело, связи с чем постановление судьи Пушкиногорского районного суда Псковской области от 1 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Власовой С.А. подлежит отмене.

Поскольку срок давности привлечения Власовой С.А. к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ на момент рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не истек, дело подлежит возвращению в Пушкиногорский районный суд Псковской области на новое рассмотрение.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

РЕШИЛ:

постановление судьи Пушкиногорского районного суда Псковской области от 1 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении Власовой С.А. отменить.

Дело об административном правонарушении вернуть в тот же суд на новое рассмотрение.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка