СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 марта 2022 года Дело N 33-1126/2022

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Кубаревой Т.В. и Дмитриевой И.И.

при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Кубаревой Т.В.

дело по апелляционной жалобе Куровой Т.Я. на решение Заволжского районного суда города Твери от 20 января 2022 года, которым постановлено:

"исковые требования Куровой Т.Я. к Федеральной службе судебных приставов, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области о включении в выслугу лет в органах принудительного исполнения периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Тверской области и обязании назначить пенсию по выслуге лет оставить без удовлетворения".

Судебная коллегия

установила:

Курова Т.Я. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тверской области (далее УФССП России по Тверской области) о включении в выслугу лет в органах принудительного исполнения периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УФССП России по Тверской области и обязании назначить пенсию по выслуге лет.

В обоснование иска указано, что Курова Т.Я. начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>.

Приказом председателя <данные изъяты> <данные изъяты>. N от ДД.ММ.ГГГГ, истец переведена на должность <данные изъяты>.

Работала по Инструкции "О порядке исполнения судебных решений", утвержденной приказом Министерства юстиции СССР от 24 апреля 1973 года N 7 с изменениями и дополнениями, внесенными приказом от 01 августа 1978 года N 11, Инструкции "Об исполнительном производстве", утвержденной приказом Министерства юстиции СССР от 15 ноября 1985 года N 22.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно статьи 3 которого, принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", который регулирует порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ истец назначена исполняющей обязанности <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника расторгнут служебный контракт в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе".

Общий (непрерывный) стаж в органах принудительного исполнения на момент увольнения Куровой Т.Я. составил 33 года 7 месяцев 15 дней. На протяжении всего периода ее работы происходило реформирование системы судебных приставов - органа принудительного исполнения.

Поскольку в связи с введением в действие с 01 января 2020 года Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служба судебных приставов отнесена к государственной службе иного вида (правоохранительная), порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в УФССП России по Тверской области с заявлением о включении в выслугу лет периодов службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и направлении ее документов в ФССП России для назначения пенсии за выслугу лет (заказное письмо получено ответчиком ДД.ММ.ГГГГ).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ Куровой Т.Я. разъяснено, что действие закона не распространяется на отношения, возникшие до ДД.ММ.ГГГГ.

Истец полагает, что имеет право на получение пенсии по выслуге лет в органах принудительного исполнения, поскольку на протяжении всего периода службы судебные приставы (независимо от должности) были обязаны носить форменную одежду, им выдавались служебные удостоверения единого образца, которые предъявляются при совершении исполнительных действий. Задачей исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве ответчика привлечена Федеральная служба судебных приставов России (далее ФССП России).

Истец Курова Т.Я. в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования, по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчиков ФССП России и УФССП России по Тверской области по доверенности Иванова И.С. в судебном заседании поддержала письменные возражения, согласно которым Приказом УФССП России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N-к с Куровой Т.Я. расторгнут служебный контракт, она освобождена от замещаемой должности и уволена с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ по собственной инициативе.

ДД.ММ.ГГГГ в силу вступил Федеральный закон от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Предметом регулирования Федерального закона от 01 октября 2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового статуса сотрудника.

Согласно части 14 статьи 92 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам в соответствии с настоящим Федеральным законом засчитываются периоды замещения не позднее 01 июля 2020 года должностей судебного исполнителя (старшего судебного исполнителя) районных (городских) народных судов и народных судей, судебного пристава, который в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" поддерживал порядок в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, судебного пристава-исполнителя (старшего судебного пристава-исполнителя) и (или) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов подразделения судебных приставов службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации, должностей гражданской службы в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, и его территориальных органах, федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, и его территориальных органах, а также иные периоды в случаях, установленных актами Президента Российской Федерации.

Статьей 96 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

На основании пункта "а" статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" право на пенсию за выслугу лет имеют: а) лица, указанные в статье 1 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что назначение пенсии по выслуге лет производится при увольнении и наличии права на назначение пенсии за выслугу лет, в соответствии с основаниями, установленными законом.

Главой 4 Федерального закона от 01 октября 2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регламентировано возникновение и изменение правоотношений на службе в органах принудительного исполнения.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 01 октября 2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.

Переходный период для федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов и гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предусмотрен статьей 92 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Право на пенсионное обеспечение по выслуге лет в связи с принятием Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" возникает у лиц, проходящих служу в органах принудительного исполнения.

Контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения стороны не заключали, таким образом, истец не относится к числу лиц, указанных в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", поэтому не имеется оснований для применения к спорным правоотношениям указанных выше положений закона.

В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Статья 135 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о вступлении в силу данного Федерального закона не содержит указания на распространение его норм на ранее имевшиеся прекращенные правоотношения.

Поскольку Курова Т.Я. на должность в органах принудительного исполнения не назначалась и службу в органах принудительного исполнения не проходила, была уволена по собственной инициативе, следовательно, на момент увольнения отсутствовали основания для назначения пенсии за выслугу лет, и соответственно положения Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не подлежат применению.

Истец не являлась сотрудником органов принудительного исполнения, соответственно вышеуказанные положения Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на нее не распространяются.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истца Куровой Т.Я. ставится вопрос об отмене решения суда, предлагается принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

В обоснование жалобы указано, что суд дал неверную оценку по делу, неправильно применил закон, не выяснил все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.

Обращается внимание на то, что на протяжении всех реформ основными задачами органа принудительного исполнения являлись: правильное и своевременное исполнение исполнительных документов в целях восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; повышение эффективности исполнения решения судов; повышение ответственности по исполнению обязательств всех участников по вынесенным судебным решениям (и иным актам).

Обращается внимание на то, что общий (непрерывный) стаж в органах службы судебных приставов (принудительного исполнения) на момент увольнения истца составил 33 года 7 месяцев 15 дней.

Указывается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с чем Федеральная служба судебных приставов перешла с государственной гражданской службы на иной вид гражданской службы.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяется в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года.

В соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации, имеющие на дату увольнения со службы стаж не менее 20 лет.

Апеллянт полагает, что имеет право на получение пенсии по выслуге лет в органах принудительного исполнения.

УФССП России по Тверской области представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых критикуются доводы жалобы, и предлагается решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель ответчиков УФССП России по Тверской области, ФССП России по доверенности Иванова И.С.

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчиков УФССП России по Тверской области, ФССП России Ивановой И.С., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

С ДД.ММ.ГГГГ Федеральная служба судебных приставов перешла на иной вид государственной службы в связи со вступлением в силу Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника; правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.

На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в органах принудительного исполнения исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.

В стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период нахождения сотрудника в распоряжении органа принудительного исполнения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; период приостановления сотрудником службы в органах принудительного исполнения в соответствии с частью 1 статьи 35 настоящего Федерального закона; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; период замещения гражданином должностей прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов; период работы судьей; время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органах принудительного исполнения по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения образования соответствующего уровня, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы; срок испытания при поступлении гражданина на службу в органах принудительного исполнения (часть 2 указанной статьи).