ПРЕЗИДИУМ ПСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 2019 года Дело N 44У-8/2019

Президиум Псковского областного суда в составе:

председательствующего Лебедева А.А.,

членов президиума: Овчинина В.В., Ельчаниновой Г.А., Козловой Т.Г.,

при секретаре Бошковой А.Н.,

с участием:

заместителя прокурора Псковской области Борисенко В.А.,

адвоката Шлюнько В.Т.,

рассмотрел кассационное представление прокурора Псковской области Белова С.Д. на постановление Псковского городского суда Псковской области от 31 января 2013 года и апелляционное определение Псковского областного суда от 14 февраля 2013 года - об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении обвиняемого ФИО1, (дд.мм.гг.) года рождения, уроженца <данные изъяты> не судимого.

Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Лукина Ю.Н., изложившего содержание оспариваемого судебного решения, существо кассационного представления прокурора, мотивы его передачи с материалами дела для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, выступление адвоката Шлюнько В.Т., возражавшего против удовлетворения кассационного представления прокурора, мнение заместителя прокурора Псковской области Борисенко В.А., поддержавшего кассационное представление, президиум

установил:

Постановлением Псковского городского суда от 31 января 2013 года в отношении ФИО1, на момент вынесения вышеуказанного постановления обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных: ч.3 ст. 33, ч.4 ст.159, ч.3 ст.327, ч.4 ст.33, ч.1 ст.327 УК РФ, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на два месяца с момента его задержания.

Апелляционным определением Псковского областного суда от 14 февраля 2013 года данное судебное решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба адвоката Шлюнько В.Г., в интересах обвиняемого, без удовлетворения.

В кассационном представлении прокурор Псковской области Белов С.Д., не оспаривая обоснованность избрания судом в отношении ФИО1 меры пресечения в виде заключения под стражу, ссылается на нарушение уголовно-процессуального закона, допущенное при указании начала исчисления срока содержания обвиняемого под стражей.

В обоснование прокурор указывает, что, избрав в отношении ФИО1, заочно обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст. 33, ч.4 ст.159, ч.3 ст.327, ч.4 ст.33, ч.1 ст.327 УК РФ, объявленного в международный розыск, меру пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца, суд в постановлении указал на исчисление срока содержания обвиняемого под стражей с момента его задержания.

По мнению прокурора, установление судом срока содержания обвиняемого под стражей "с момента задержания" может воспрепятствовать его выдаче для уголовного преследования в Российской Федерации, а также станет препятствием для содержания ФИО1 под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы России после пересечения им государственной границы, поскольку, ввиду неопределенности формулировки суда о начале срока содержания обвиняемого ФИО1 под стражей, данный срок может быть истолкован как с момента задержания его на территории иностранного государства.

Просит внести в резолютивную часть постановления Псковского городского суда от 31 января 2013 года следующие изменения: исключить указание об избрании ФИО1 меры пресечения в виде заключения под стражу - "с момента его фактического задержания"; указать о начале срока содержания обвиняемого ФИО1 под стражей "с момента его экстрадиции на территорию Российской Федерации либо с момента его задержания на территории Российской Федерации".

Изучив представленные материалы, обсудив доводы кассационного представления прокурора, президиум Псковского областного суда находит постановление Псковского городского суда от 31 января 2013 года подлежащим изменению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ, основаниями отмены или изменения постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

Из материалов дела следует, что 26 апреля 2012 года руководителем СУ СК РФ по Псковской области в отношении заместителя председателя Псковского областного Собрания депутатов ФИО1 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 327 УК РФ.

28 апреля 2012 года следователем отдела по расследованию особо важных дел СУ СК РФ по Псковской области по факту хищения неустановленными лицами мошенническим путем доли ГУП "Псковалко" в уставном капитале ЗАО "Псковпищепром" с причинением ущерба государству в размере 57633 тыс. рублей, то есть в особо крупном размере, возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ

27 августа 2012 года указанные уголовные дела соединены в одно производство и в тот же день обвиняемый ФИО1 объявлен в розыск.

10 сентября 2012 года ФИО1 заочно предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных ч.3 ст.327 и ч.3 ст.33, ч.4 ст.159 УК РФ.

26 декабря 2012 года ФИО1 объявлен в международный розыск.

31 января 2013 года обжалуемым постановлением Псковского городского суда в отношении обвиняемого ФИО1, находящегося в международном розыске, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 2 месяца с момента его задержания.

28 марта 2019 года ФИО1 заочно предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных: ч.3 ст.33, ч.4 ст.159, п. "б" ч.2 ст.174.1, ч.4 ст.ст.33, ч.1ст.327, ч.3 ст.327, ч.3 ст.33, ч.4 ст.159 и п. "б" ч.2 ст.174.1 УК РФ.

В соответствии с ч. 9 ст. 109 УПК РФ срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления прокурором уголовного дела в суд. В силу ст. 1 УПК РФ порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью законодательства Российской Федерации, регулирующего уголовное судопроизводство.

Согласно ст. 460 УПК РФ, Российская Федерация может направлять иностранному государству запрос о выдаче ей лица для уголовного преследования или исполнения приговора на основании международного договора РФ с этим государством или письменного обязательства Генерального прокурора Российской Федерации выдавать в будущем на основании принципа взаимности этому государству лиц в соответствии с законодательством РФ. При этом из положений ч. 5 ст. 460 УПК РФ следует, что к запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления суда об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу.

С учетом действующего законодательства, под юрисдикцией России ФИО1 будет находиться с момента фактического его задержания в России или пересечения им государственной границы РФ и передаче его конвойной службе ФСИН России, и именно с этого момента начнется исчисление срока содержания ФИО1 под стражей на территории Российской Федерации. До указанного времени обвиняемый может содержатся под стражей в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства страны пребывания, а также международными нормами. Иной порядок не предусмотрен.

При этом, исчисление срока содержания обвиняемого ФИО1 под стражей на территории Российской Федерации начнется именно с момента его экстрадиции на территорию России либо с момента его задержания на территории Российской Федерации, поскольку под юрисдикцией России обвиняемый будет находиться с момента пересечения им государственной границы РФ и его передаче конвойной службе ФСИН России.

Таким образом, установление судом срока содержания под стражей с момента задержания ФИО1 может стать препятствием его выдачи для уголовного преследования в Российской Федерации, а также препятствием для содержания обвиняемого под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы России после пересечения им государственной границы РФ, поскольку ввиду неопределенности формулировки суда о начале срока содержания ФИО1 под стражей, данный срок может быть истолкован как с момента его задержания на территории иного (иностранного) государства.

При таких обстоятельствах, доводы кассационного представления прокурора Псковской области Белова С.Д. подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.13 - 401.15 УПК РФ, президиум Псковского областного суда

постановил:

Кассационное представление прокурора Псковской области Белова С.Д. удовлетворить.

Постановление Псковского городского суда Псковской области от 31 января 2013 года и апелляционное определение Псковского областного суда от 14 февраля 2013 года изменить:

- исключить указание об исчислении срока содержания обвиняемого ФИО1 под стражей с момента его задержания;

- установить срок содержания под стражей в отношении обвиняемого ФИО1 на территории РФ с момента его экстрадиции на территорию Российской Федерации либо с момента его задержания на территории Российской Федерации.

В остальной части постановление Псковского городского суда от 31 января 2013 года и апелляционное определение Псковского областного суда от 14 февраля 2013 года оставить без изменения.

Председательствующий А.А.Лебедев


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка