Дело № 2-109/2014
 

                        Р Е Ш Е Н И Е
 

                    Именем Российской Федерации
 

        06 июня 2014 года Заречный районный суд Свердловской области
 

    в составе судьи Черепановой С.А.,
 

    при секретаре Аскаровой Э.Ф.,
 

    с участием пом. прокурора Мальцевой А.В.,
 

    представителя администрации ГО Заречный Шмаковой Ю.В., представителя МКУ ГО Заречный «Центральная библиотечная система» Яковенко Л.А.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО Заречный о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по совершению определенных действий,
 

                        У С Т А Н О В И Л:
 

        Белоярский межрайонный прокурор заявил иск в интересах неопределенного круга лиц и просит:
 

    - признать незаконным бездействия администрации городского округа Заречный по не укомплектованию МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» специальной литературой для инвалидов по зрению;
 

    - возложить на администрацию ГО Заречный обязанность по принятию мер по укомплектованию МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для инвалидов, в том числе, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля.
 

        Первоначально данные исковые требования прокурором были заявлены МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система», в ходе судебного разбирательства, прокурор уточнил свои исковые требования и в качестве ответчика привлек администрацию ГО Заречный, а правовой статус МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» изменил на третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований по предмету спора.
 

        В обоснование исковых требований пом. прокурора Мальцева А.В. пояснила, что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка по соблюдению федерального законодательства в сфере реализации прав инвалидов по зрению и слуху МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система», в ходе которой установлено, что администрацией ГО Заречный     не соблюдаются требования Федерального закона «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации». В соответствии со ст. 14 названного закона приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для муниципальных библиотек является расходным обязательством органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О библиотечном деле» слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
 

        В ходе проведенной проверки установлено, что МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» не укомплектовано периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для инвалидов, в том числе, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля.
 

    В силу ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа отнесены организация библиотечного обслуживания населения библиотеками, комплектование, обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа. Согласно п. 1.5, 1.6 Устава МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» собственником имущества учреждения является городской округ, учредителем является городской округ, функции и полномочия учредителя осуществляет администрация ГО Заречный. Поэтому учитывая, что обеспечение специальной литературой для слепых и слабовидящих, является расходными обязательном органов местного самоуправления, прокурор просит возложить на администрацию ГО Заречный совершение вышеуказанных действий по исполнению требований закона.
 

    Представитель администрации ГО Заречный Шмакова Ю.В. пояснила, что исковые требования не признаются в полном объеме, поскольку администрацией ГО Заречный, как распорядителем бюджета, совершаются все необходимые действия по обеспечению МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» специальной литературой, например на CD и DVD носителях. Закупка специальной литературы, в том числе литературы рельефно-точечным шрифтом Брайля, является нецелесообразным, поскольку это очень дорогая литература, на территории ГО Заречный не зарегистрировано лиц, из числа инвалидов по зрению, которые умели бы читать данную литературу. Приобретение литературы на магнитофонных кассетах в настоящее время не возможно, поскольку они не выпускаются, все издается на дисках, которые в библиотеке имеются, и которые посетителями библиотеки востребованы. Поэтому целесообразно приобретать литературу, которая будет востребована, а не ту, которая стоит значительно дороже и никем не будет востребована. Помимо этого, представитель считает, что прокурор заявил требования не корректно, поскольку в случае удовлетворения его исковых требований, решение суда фактически будет неисполнимо. Из требований прокурора не ясно, какую конкретно литературу, в каких количествах необходимо закупать. То есть прокурор заявляет о необходимости совершения формальных действий по закупке литературы, которая не будет востребована, и на покупку которой будут затрачены средства местного бюджета, выделенные для обеспечения библиотеки литературой, которая необходима читателям в ходе повседневного пользования. Помимо этого, в г. Екатеринбурге имеется ГКУКСО «Свердловская специальная областная библиотека для слепых», с которой МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» заключен договор на обеспечение специальной литературой. Поэтому в случае необходимости, требуемая литература по договору будет предоставлена читателю.
 

    Директор МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» Яковенко Л.А. пояснила, что исковые требования прокурора также считает не обоснованными. В библиотеке имеется 26 наименований литературы на CD и DVD носителях. Данный вид литературы востребован слабовидящими читателями. Читателей обладающих знаниями по чтению книг шрифтом Брайля в ГО Заречный не имеется. По данным УСП по г. Заречному на территории ГО Заречный 7 инвалидов по зрению и их возраст от 1928 до 1942 года рождения. Никто из этих инвалидов не обращался в библиотеку за получением специальной литературы дл слепых, тем более книг со шрифтом Брайля. Деньги для пополнения библиотечного фонда ежегодно выделяются, но если их израсходовать для приобретения литературы для слепых, которая будет не востребована, это повлечет нарушение прав других читателей. Помимо этого, на настоящее время в библиотеке имеется одна книга, написанная шрифтом Брайля. Она бесплатно передана ГКУКСО «Свердловская специальная областная библиотека для слепых», поскольку и у них на настоящее время данная литература не читается посетителями, уже разработаны другие технологии, в частности компьютерные, позволяющие слепым пользоваться «говорящими» книгами. Книги, написанные шрифтом Брайля очень громоздкие и дорогие. Поэтому представитель считает, что будет не рациональным приобретать книги, которые никто не будет читать. Тем более, если понадобится кому-либо из читателей специальная литература, то она будет в течение суток получена по договору из ГКУКСО «Свердловская специальная областная библиотека для слепых». Следует также учитывать, что для того, чтобы закупить специальную литературу, например написанную шрифтом Брайля требуется соблюдение процедуры закупки товара, предусмотренной Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а для этого требуется подробное описание объекта закупки, которое не возможно сделать без специалиста, обладающего знаниями по чтению литературы, написанной шрифтом Брайля. То есть данный специалист должен быть в штате библиотеки. Такие специалисты имеются только в ГКУКСО «Свердловская специальная областная библиотека для слепых».
 

    Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
 

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных и другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
 

    В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О библиотечном деле» слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание и получение документов на специальных носителях информации в специальных государственных библиотеках и других общедоступных библиотеках.
 

    Таким образом, государством предусмотрены два вида библиотек, в которых слепые и слабовидящие имеют право на библиотечное обслуживание, это специальные государственные библиотеки и общедоступные библиотеки, в том числе и муниципальные библиотеки.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению является расходным обязательством Российской федерации. Приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных организаций и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных организаций является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, для муниципальных библиотек – расходным обязательством органа местного самоуправления.
 

    Из этого следует, что специальной литературой для слепых и слабовидящих граждан муниципальные библиотеки должны обеспечиваться за счет средств местного самоуправления. Исходя из этого, прокурор полагает, что администрация ГО Заречный обязана предпринимать меры по укомплектованию муниципальной библиотеки специальной литературой для инвалидов по зрению.
 

    При этом прокурор не конкретизирует, какие конкретно меры должна предпринять администрация ГО Заречный для укомплектования МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» специальной литературой для инвалидов по зрению.
 

    Суд считает, что для того, чтобы понять, какие конкретно действия должна совершать администрация по укомплектованию муниципальной библиотеки специальной литературой для инвалидов по зрению, необходимо обратиться к понятию «расходные обязательства».
 

    В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ понятие расходные обязательства означает, обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта российской федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому лицу или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
 

    Из этого следует, что в обязанности органа местного самоуправления входит обязанность по предоставлению средств местного бюджета для приобретения библиотекой необходимой литературы для обеспечения интересов всех читающих категорий граждан городского округа, включая инвалидов по зрению.
 

    Понятие расходные обязательства местного самоуправления не включает в себя обязанность органа местного самоуправления, по настоящему делу администрации ГО Заречный, совершать действия по закупке специальной литературы для инвалидов. Обязанность администрации предоставить, предусмотренные бюджетом средства для приобретения литературы для библиотеки.
 

    Исковые требования прокурора не основываются на том, что администрация ГО Заречный не производит перечисление денежных средств, предусмотренных бюджетом для пополнения библиотечного фонда, запрещает приобретение специальной литературы для инвалидов либо создает препятствия МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» в приобретении специальной литературы для инвалидов. Таким образом, следует признать, что как распорядитель средств местного бюджета, администрация ГО Заречный исполняет свои обязанности по передаче денежных средств для комплектования библиотечного фонда.
 

    Из исковых требований прокурора следует, что фактически администрация ГО Заречный обязана закупить специальную литературу, но доказательств что именно администрация ГО Заречный, а не МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» должна совершать эти действия, суду не предоставил.
 

    Действительно, в соответствии с п. 23 ст. 31 Устава ГО Заречный в обязанности администрации ГО Заречный входит организация библиотечного обслуживания, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек городского округа.
 

    Из этого следует, что администрация ГО Заречный ответственна за комплектование библиотечного фонда библиотек ГО Заречный.
 

    Однако данное положение Устава, по мнению суда, не свидетельствует о том, что администрация ГО Заречный, как юридическое лицо, от своего имени должна производить комплектование библиотечного фонда, то есть от своего имени принимать решения о приобретении той или иной литературы.
 

    В Федеральном законе «О библиотечном деле» конкретно определено юридическое лицо, которое должно совершать действия по формированию библиотечного фонда конкретной библиотеки.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 12 названного закона в своей деятельности библиотеки обеспечивают реализацию прав граждан, установленных настоящим Федеральным законом. Библиотеки обслуживают пользователей библиотек в соответствии со своими уставами, правилами пользования библиотеками и действующим законодательством.
 

    В соответствии с ч. 6 этой же статьи библиотеки обеспечивают учет, комплектование, хранение и использование документов, входящих в состав библиотечных фондов, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.
 

    Таким образом, непосредственное совершение действий по комплектованию библиотечного фонда возложено на библиотеки, а не на их учредителя. И это обоснованно, поскольку учредитель не обладает специальными познаниями в области библиотечного дела.
 

    В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О библиотечном деле» для более полного удовлетворения потребностей пользователей библиотек в информации, рационального использования фондов библиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. С этой целью органы государственной власти финансируют деятельность государственных библиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию условий для взаимоиспользования их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводных каталогов, автоматизированных баз данных, депозитариев).
 

        В соответствии с частями 2. и 3 ст. 19 названного закона центральная библиотека в пределах обслуживаемой территории обязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболее полное универсальное собрание документов, организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов, в том числе осуществлять функции межбиблиотечного абонемента и обеспечивать ведение сводного каталога, оказывать методическую помощь библиотекам.
 

        Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут учреждать специальные центральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групп пользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящих и других).
 

        Таким образом, законодатель учитывая, что специальная литература для людей с ограниченными возможностями, в частности для слепых и слабовидящих, является дорогостоящей и не каждая муниципальная библиотека может ее приобрести, предусмотрел создание специальных библиотек и систему межбиблиотечного абонемента, для доставки литературы из специальной библиотеки читателям иных библиотек, в библиотечном фонде которых отсутствует или находится в недостаточном количестве специальная литература для слепых и слабовидящих читателей.
 

        В Свердловской области создано Государственное казенное учреждение культуры Свердловской области «Свердловская областная специализированная библиотека для слепых», которая является фактически центральной библиотекой по отраслевому принципу по отношению к иным библиотекам, расположенным на территории Свердловской области, в части, предоставления услуг по библиотечному обслуживанию инвалидам по зрению.
 

         2 апреля 2014 года между ГКУК СО «Свердловская областная специализированная библиотека для слепых» «Заказчик» и МКУ ГО Заречный «Центральная библиотечная система» «Исполнитель» заключен договор, по условиям которого «Заказчик» организует библиотечный пункт для инвалидов по зрению и поручает «Исполнителю» оказывать услуги по осуществлению библиотечного, библиографического и информационного обслуживания инвалидам по зрению (другим категориям инвалидов) и членам их семей.
 

        Во исполнение договора «Заказчик» принял на себя обязательства:
 

    - предоставлять в библиотечный пункт во временное пользование документы специальных форматов для слепых и слабовидящих;
 

    - производить регулярный обмен документов в соответствии с учетом запросов читателей, но не реже одного раза в квартал;
 

    - обеспечить беспрепятственный доступ к справочно-библиографическому аппарату Заказчика: электронному каталогу, электронным библиографическим и полнотекстовым базам данных «говорящих» книг;
 

    - передавать во временное пользование тифлотехнические средства реабилитации для чтения документов специальных форматов (тифлофлешплееры);
 

    - оказывать информационно-методическую и организационно-техническую поддержку деятельности библиотечного пункта;
 

    - организовать для сотрудников, работающих с инвалидами, мероприятия по повышению квалификации: семинары, практические занятия, обмен опытом, консультации, стажировки и другое.
 

        Суд считает, что заключение данного договора в полном объеме устранило имевшееся ранее нарушение требований законодательства о библиотечном обслуживании слепых и слабовидящих читателей.
 

        Из изложенного выше следует, что на территории ГО Заречный надлежащим образом организована работа по предоставлению населению, относящемуся к категории слепых и слабовидящих, услуг по библиотечному обслуживанию специальной литературой.
 

        Непосредственно в помещении центральной библиотеки и библиотек, расположенных на сельской территории, находится 26 наименований книг, записанных на CD и DVD носителях. Помимо этого, заключен договор со специализированной областной библиотекой по предоставлению востребованной читателями специальной литературы, издаваемой на современных носителях.
 

        Отсутствие какого–либо вида литературы для слепых и слабовидящих в библиотечном фонде МКУ ГО Заречный «Центральная библиотечная система» не свидетельствует о том, что администрацией ГО Заречный должны совершаться действия по ее закупке.
 

        Законодатель учитывал нецелесообразность наличия всей литературы, включая художественную, научную, техническую, литературу по искусству, периодическую печать и другую, в каждой библиотеке, расположенной на территории Российской Федерации. Ведь следует признать, что для пользования данным видом литературы необходимо специальное обучение, то есть в библиотеке должен быть специалист, обладающим специальными познаниями и должен быть постоянный читатель этой литературы. Регулярно данная литература будет востребована в муниципальных образованиях, где имеются специальные учебные заведения для слепых и слабовидящих либо, где находятся предприятия, на которых работают слепые и слабовидящие. В остальных муниципальных образованиях специальная литература для слепых не будет иметь постоянного читателя. Поэтому, суд считает, что наличие в МКУ ГО Заречный «Центральная библиотечная система» определенного количества литературы на CD и DVD носителях, наличие в настоящее время книги написанной шрифтом Брайля, которая предоставлялась в судебное заседание для обозрения, заключение договора межбиблиотечного взаимодействия со специализированной библиотекой для слепых является надлежащим исполнением требований ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О библиотечном деле».
 

    Администрацией ГО Заречный также предоставлено постановление № 2056-П от 26 декабря 2013 года «Об утверждении муниципальной программы «Развитие культуры в городском округе Заречный» на 2014-1016 годы». Пункт 2.1. муниципальной программы предусматривает комплектование фондов муниципальных библиотек документами на различных видах носителей, в том числе электронных, в количестве не менее 4 500 экземпляров, для чего в программе предусмотрены денежные средства за счет средств местного бюджета на все три года действия программы.
 

    Это конкретные действия администрации, направленные на пополнение и комплектацию библиотечного фонда. Это те действия, которые администрация ГО Заречный должна совершать во исполнение пункта 23 тс. 31 Устава ГО Заречный.
 

    В части подбора литературы ее закупки действия совершает МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система», что предусмотрено ч. 6 ст. 12 Федерального закона «О библиотечном деле» и пунктами 2.2.2., 2.3.1 Устава МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система». Устав МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» соответствует требованиям ст. 22 Федерального закона «О библиотечном деле», в части 3 которой, определено, что учредитель библиотеки утверждает ее устав, принимает на себя обязательства по ее финансированию и материально-техническому обеспечению. В уставе библиотеки должны быть закреплены ее юридический статус, источники финансирования, основные задачи деятельности библиотеки, условия ее доступности, имущественные отношения между библиотекой и ее учредителями, порядок управления библиотекой.
 

    Признает суд обоснованными доводы представителя администрации ГО Заречный, что заявленные прокурором исковые требования не конкретизированы, поскольку удовлетворение исковых требований в том виде, как заявлено прокурором, приведет к невозможности исполнения решения суда. Ни суд на стадии исполнения, ни судебный пристав-исполнитель не смогут определить, какие меры администрация ГО Заречный должна будет принять по укомплектованию МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для инвалидов, в том числе, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля. На стадии исполнения, возможно, будет также установить, какую литературу, в каком количестве необходимо приобретать, чтобы решение суда считать исполненным.
 

        На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
 

                        Р Е Ш И Л:
 

        В удовлетворении исковых требований Белоярского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации городского округа Заречный по не укомплектованию МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» специальной литературой для инвалидов по зрению, о возложении обязанности по принятию мер по укомплектованию МКУ ГО Заречный «Централизованная библиотечная система» научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой для инвалидов, в том числе, издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля – отказать за необоснованностью.
 

        Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в Свердловский облсуд через Заречный райсуд.
 

                        СУДЬЯ –
 

        Мотивированное решение изготовлено 01 июля 2014 года.