12-33(1)/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

    01 октября 2014 года город Балашов
 

    Судья Балашовского районного суда Саратовской области Соседова Е.А.
 

    при секретаре Коротких С.В.
 

        с участием защитника по доверенности ***,
 

    рассмотрев жалобу директора муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района Саратовской области «Совтех-инфо» *** на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 16 июня 2014 года о привлечении его к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
 

установил:
 

    Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным экспертом отдела надзорной деятельности Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу ***, в отношении директора муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района Саратовской области «Совтех-инфо» (далее по тексу МУП БМР «Совтех-инфо») *** возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
 

    Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 16 июня 2014 года директор МУП БМР «Совтех-инфо» *** признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, а именно за неисполнение законодательства в части организации внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
 

    Не согласившись с вышеуказанным постановлением должностного лица, директор МУП БМР «Совтех-инфо» *** обратился в Балашовский районный суд Саратовской области с жалобой, в которой, указывая на его незаконность, просит постановление отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что при проведении административного расследования и при рассмотрении данного дела не было учтено, что основным видом деятельности предприятия является реализация населению льготных социальных проездных билетов, а также информационно вычислительные услуги; создание программных продуктов, обучение персонала, ремонт и сервисное обслуживание оргтехники; торговля, создание единой информационной системы управления городским хозяйством. ***, составившая протокол об административном правонарушении, не выезжала на место деятельности предприятия и не могла в полном объеме изучить специфику работы МУП БМР «Совте-инфо». Считает, что отнесение предприятия к организациям, осуществляющим деятельность оператора по приему платежей, является неправомерным, так как под действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 103-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» не подпадает прием платежей в рамках расчетов, которые возникают при реализации товаров (работ, услуг), в данном случае, реализация билетов населению, то есть платежный агент не может быть стороной сделки по реализации. Полагает, что не имеется законных оснований для привлечения его к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
 

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, *** в судебное заседание не явился о времени и месте его надлежащим образом уведомлен, ходатайств об отложении рассмотрения не заявлял.
 

    Защитник *** поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить ввиду отсутствия вины, поскольку согласно полученному ответу из МРУ Росфинмониторинга по ПФО № осуществляемые МУП БМР «Совтех-инфо» виды экономической деятельности не относятся к подпадающим под действие норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ.
 

    Исследовав дело об административных правонарушениях № № 04-14/115, 222/1, проверив законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания, выслушав объяснения защитника ***, суд приходит к следующему.
 

    В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
 

    В соответствии с ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и осуществлении внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
 

    В ходе административного расследования при проведении проверки установлено, что МУП БМР «Совтех-инфо» заключены агентские договоры с организациями, оказывающими услуги по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирных домах (организациями, являющимися поставщиками услуг), в том числе с МУП «Комплекс» от ДД.ММ.ГГГГ, с ООО «Управляющая компания» «Прогресс» от ДД.ММ.ГГГГ. Предметом данных договоров является, в том числе совершение МУП БМР «Совтех-инфо» действий по приему платежей от населения (плательщиков), ведению лицевых счетов плательщиков с осуществлением действий по начислению и перерасчетам за предоставленные услуги (раздел 1 агентских договоров).
 

    Из содержания раздела 2 агентских договоров с МУП «Комплекс» от ДД.ММ.ГГГГ, с ООО «Управляющая компания» «Прогресс» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что МУП БМР «Совтех-инфо» обязано производить прием наличных денежных средств от плательщиков в погашение обязательств перед соответствующими организациями, являющимися поставщиками услуг.
 

    В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
 

    В статье 3 вышеуказанного закона предусмотрено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
 

    Исходя из системного толкования вышеуказанных норм закона, для признания организации оператором по приему платежей необходимо наличие договора с поставщиком услуг, согласно которому платежный агент принимает на себя обязательства по приему денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате услуг, в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
 

    По заключенным агентским договорам МУП БМР «Совтех-инфо» является посредником во взаимоотношениях между поставщиками услуг и потребителями, а поступающие денежные средства от населения перечисляются в организации, оказывающие услуги по содержанию и техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирных домах.
 

    Анализируя условия агентских договоров, в которых одной из сторон выступает МУП БМР «Совтех-инфо», а также исходя из того, что данные договоры соответствуют требованиям, предусмотренным Федеральным законом № 103-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» суд приходит к выводу, что МУП БМР «Совтех-инфо» осуществляет прием денежных средств физических лиц за предоставленные поставщиками услуги, тем самым является оператором по приему платежей.
 

    Данный вид деятельности предусмотрен Уставом МУП БМР «Совтех-инфо», утвержденным распоряжением администрации Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № 3136-р и согласованным распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Балашовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № (раздел 3, пункт 3.2 Устава), тем самым опровергаются доводы жалобы о том, что специфика работы МУП БМР «Совте-инфо» не изучена в полном объеме.
 

    Таким образом, МУП БМР «Совтех-инфо» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом.
 

    Доводы жалобы о том, что отнесение МУП БМР «Совтех-инфо» к организациям, осуществляющим деятельность оператора по приему платежей, является неправомерным, а также что платежный агент не может быть стороной сделки по реализации основаны на неправильном толковании норм закона, в связи с чем не могут быть приняты судом во внимание и служить основанием для отмены состоявшегося решения должностного лица.
 

    Согласно ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся операторы по приему платежей.
 

    В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, относится организация и осуществление внутреннего контроля.
 

    Статьей 3 вышеуказанного закона установлено, что:
 

    - внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
 

    - организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
 

    - осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
 

    Позиция защитника ***, полагавшего об отсутствии вины директора МУП БМР «Совтех-инфо» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, что следует из содержания ответа из МРУ Росфинмониторинга по ПФО № от ДД.ММ.ГГГГ, является неверным толкованием данного письма, поскольку оно не содержит однозначного вывода об отсутствии оснований для постановки на учет в данном органе.
 

    В судебном заседании установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ внутренний контроль в МУП БМР «Совтех-инфо» не был организован.
 

    В соответствии с п. 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
 

    Постановка на учет до ДД.ММ.ГГГГ регламентирована постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о постановке па учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы», в настоящее время - постановлением Правительстве РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» (далее по тексту Положение).
 

    В соответствии с пп. «В» п. 2 Положения организация, осуществляющая деятельность оператора по приему платежей, относится к организациям, подлежащим постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу.
 

    Осуществление постановки на учет в уполномоченном органе, является одним из элементов внутреннего контроля в организации, поскольку позволяет осуществлять последующие внутренний контроль в части обязательной идентификации клиентов организации с Перечнем.
 

    Судом установлено, что МУП БМР «Совтех-инфо» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не предпринимало мер, направленных на постановку на учет в уполномоченном органе.
 

    В соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ на организации осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
 

    В соответствии с п. 10 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжение клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 настоящего Федерального закона № 115-ФЗ порядке сведения об их участии! В террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
 

    С ДД.ММ.ГГГГ доступ организаций, поднадзорных Росфинмониторингу, к Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень) осуществляется только с помощью Личных кабинетов, размещенных на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - Портал) по адресу https://рог1а1.ги/.
 

    Федеральной службой по финансовому мониторингу при постановке на учет в уполномоченном органе предоставляется доступ к Перечню при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.
 

    Таким образом, идентификация клиента, представителя клиента и (или выгодоприобретателя, в части проверки наличия/отсутствия в отношении клиента представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федеральной закона с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется путем сверки клиентов организации с актуальной версией перечня расположенного на Портале
 

    В ходе административного расследования установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время МУП БМР «Совтех - инфо» актуальная версия Перечня не скачивалась, клиенты МУП БМР «Совтех-инфо» с Перечнем не сверялись.
 

    Таким образом, ввиду отсутствия действий со стороны МУП БМР «Совтех - инфо», направленных на постановку на учет и как следствие надлежащей организации внутреннего контроля на предмет сверки клиентов Общества с Перечнем террористов (процедура осуществления внутреннего контроля) свидетельствует о непринятии со стороны МУП БМР «Совтех - инфо» действий, направленных на создание целостной и функционирующей в полном объеме системы внутреннего контроля в организации.
 

    Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию указанных правил, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
 

    Как установлено в ходе проведенного административного расследования в МУП БМР «Совтех - инфо» правила внутреннего контроля в течение длительного период времени, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ руководителем предприятия не разрабатывались, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля.
 

    Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ установлено, что квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
 

    Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования: а)    наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.
 

    В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
 

    Приказом Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение, устанавливающее требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, указанных в статье 5 Федерального закона № 115-ФЗ.
 

    В соответствии с п. 10 Положения обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.
 

    Во исполнение распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1989-р создана Автономная некоммерческая организация «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга». В рамках предоставленных полномочий данная организация ведет централизованный учет организаций и лиц, прошедших обучение по программе целевого инструктажа и реестр выданных учебными заведениями свидетельств.
 

    Согласно сведениям от ДД.ММ.ГГГГ сотрудники МУП БМР «Совтех-инфо» обучение в форме целевого инструктажа не проходили.
 

    Таким образом, в МУП БМР «Совтех-инфо» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее квалификационным требованиям, предъявляемым постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 715, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в организации.
 

    Факт нарушения требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, однако при принятии достаточных мер по надлежащему уведомлению лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что подтверждается материалами дела.
 

    Давая оценку вышеуказанному доказательству, на основании ст. 26.2 КоАП РФ суд признает его допустимым доказательством по делу, поскольку он составлен и оформлен правильно, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Из обжалуемого постановления следует, что лицом, осуществляющим текущее руководство МУП БМР «Совтех-инфо» является директор, должность которого на момент проверки занимал ***, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что он является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
 

    Согласно ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
 

    Все вышеперечисленные доказательства в их совокупности дают основание сделать однозначный вывод о том, что ***, осуществляя текущее руководство деятельностью МУП БМР «Совтех-инфо» обязан был обеспечить соблюдение возглавляемой им организацией требований законодательства РФ о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, однако *** не предпринял всех необходимых мер в указанных целях.
 

    С учетом совокупности доказательств, имеющихся в материале о привлечении к административной ответственности ***, иных выводов, кроме тех, к которым обоснованно пришло должностное лицо, не усматриваю, а именно, *** совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в связи с чем на законных основаниях привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ.
 

    Принятое решение отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, основано на доказательствах, всесторонне, полно и объективно исследованных в их совокупности и свидетельствующих о допущенном правонарушении.
 

    Наказание назначено *** в пределах санкции ч. 1 ст. 15.27 и в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.
 

    Оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении в отношении *** не имеется.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1-30.9 КоАП РФ, суд
 

решил:
 

    Постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу от 16 июня 2014 года в отношении директора муниципального унитарного предприятия Балашовского муниципального района Саратовской области «Совтех-инфо» ***, которым он подвергнут административному наказанию за совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу *** - без удовлетворения.
 

    Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня его вручения или получения в Саратовский областной суд в порядке, предусмотренном ст. 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
 

    Судья Е.А. Соседова