Гражданское дело № 2-151/14
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

        14 октября 2014 года              с. Александровское             
 

    Александровский районный суд Томской области в составе:
 

    председательствующего        О.П. Крикуновой,
 

    при секретаре             Т.В. Мачкур,
 

    с участием представителя процессуального истца – старшего помощника прокурора Александровского района Томской области Е.В. Емельянова,
 

    представителя ответчика Анисимовой О.А., действующей на основании доверенности б/н *** г., действительной до ***,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Александровское материалы гражданского дела № 2-151/14 по иску прокурора *** района Томской области в интересах Климовича *** к областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения *** района» Томской области о возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработного,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Истец прокурор *** района Томской области обратился в суд с иском в защиту интересов Климовича *** (далее по тексту – Климович ***., материальный истец) к областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения *** района» (далее по тексту - Центр занятости, ответчик) о возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработного. Просил обязать ответчика зарегистрировать Климовича *** в качестве безработного со дня обращения, т.е. с *** года.
 

    В обоснование иска, основываясь на положениях Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации», Правилах регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ № 891 от 07.09.2012, указал на то, что Климович *** обратился в прокуратуру *** района с заявлением о восстановлении его права на регистрацию в ОГКУ «***» в качестве безработного. В ходе рассмотрения обращения установлено, что *** Климович ***. уволен из ОАО «***» по собственному желанию, о чем свидетельствует последняя запись в трудовой книжке. Как следует из обращения Климовича *** он состоял на учете в Центре занятости населения в качестве безработного. *** Климович ***. повторно обратился к ответчику с целью регистрации в качестве безработного, предоставив все необходимые документы, перечень которых определен законодательством. Вместо справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы он предоставил архивную справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, поскольку ОАО «***» в настоящее время ликвидировано. В связи с тем, что Климович *** не смог предоставить справку о среднем заработке с последнего места работы, он зарегистрирован в Центре занятости с *** как ищущий работу. Климович ***. не может предоставить справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы ответчику по независящим от него обстоятельствам, поскольку организация, где он осуществлял трудовую деятельность, ликвидирована. Непредоставление справки о среднем заработке с последнего места работы не может препятствовать Климовичу ***. в реализации его права как состоять на учете в Центре занятости в качестве безработного, так и получать соответствующую государственную поддержку. Поскольку Климович ***. трудоспособен, не имеет работы и заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней, то он в силу закона должен быть признан безработным.
 

    В судебном заседании представитель процессуального истца Емельянов Е.В. поддержал заявленные исковые требования, пояснив аналогично изложенному в исковом заявлении.
 

    Представитель ответчика Анисимова О.А. заявленные требования не признала, суду пояснила, что в связи с не предоставлением Климовичем *** документов в предусмотренном законодательством объеме Центр занятости не может зарегистрировать его в качестве безработного.
 

    Материальный истец Климович ***. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
 

    При таких обстоятельствах суд в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца Климовича ***
 

    Выслушав доводы сторон, исследовав представленные письменные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
 

    Свои выводы суд основывает на следующем.
 

    Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).
 

    Законом РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
 

    В силу абзаца 1 части 1 статьи 3 указанного Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
 

    Согласно части 2 статьи 3 указанного Закона решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
 

    Порядок регистрации безработных граждан установлен Правительством Российской Федерации.
 

    В силу пункта 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891, постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорта или документа, его заменяющего; трудовой книжки или документа, ее заменяющего; документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию; справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида.
 

    Согласно разъяснению в пункте 20 Информационного письма Минтруда России от 05.03.2013 "Ответы на вопросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по применению Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан, требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы", на основании норм Трудового кодекса Российской Федерации и положений Постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 августа 2003 года N 62 "Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости" справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы может выдать только работодатель, с которым гражданин прекратил трудовые отношения по любым основаниям до обращения в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения. Справки, выданные архивной организацией, могут быть приняты при условии, если из содержащихся в них сведений можно получить информацию о среднем заработке гражданина за последние 3 месяца по последнему месту работы.
 

    Как установлено в судебном заседании, материальный истец Климович *** года рождения, достиг возраста *** лет, а поэтому является трудоспособным.
 

    Из материалов дела следует, что *** Климович *** уволен из ОАО ***» по статье 31 КЗОТ РФ (собственное желание). Данное обстоятельство подтверждается представленным дубликатом трудовой книжки Климовича ***. серии *** № ***, выданным *** ОАО «***». Указанная запись является последней записью в трудовой книжке Климовича ***
 

    Предприятие ОАО «***» *** года было ликвидировано, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от ***.
 

    С *** Климович *** был зарегистрирован в ОГКУ «Центр занятости населения *** района» в качестве безработного. Ему выплачивалось пособие по безработице. Решением ОГКУ «Центр занятости населения *** района» от *** Климович *** был снят с учета по причине длительной неявки в Центр занятости без уважительных причин. Данные обстоятельства подтверждаются справкой № *** и справкой № ***, заявлением Климовича ***.
 

    То есть при тех же обстоятельствах ранее Климович ***. ответчиком признавался безработным.
 

    При обращении Климовича ***. в ОГКУ «Центр занятости населения *** района» *** с заявлением о постановке его на учет в качестве безработного, ему в этом было отказано, поскольку не была представлена справка о среднем заработке с последнего места работы. С *** Климович *** зарегистрирован в ОГКУ «Центр занятости населения *** района» в целях поиска подходящей работы.
 

    Указанные обстоятельства подтверждаются, заявлением-анкетой Климовича *** о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, справкой ответчика ***, сообщением ответчика № ***
 

    На основании норм Трудового кодекса РФ и положений Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 12.08.2003 N 62 "Об утверждении Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости", справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы может выдать только работодатель, с которым гражданин прекратил трудовые отношения по любым основаниям до обращения в целях поиска подходящей работы в центр занятости населения.
 

    В судебном заседании также установлено, что Климович *** работал у индивидуального предпринимателя *** о чем представлены: договор о совместной деятельности по организации общественных работ от ***, дополнительное соглашение к нему, трудовой договор и приказ о приеме работника на работу от ***.
 

    Вместе с тем, Климович ***. работал у указанного работодателя лишь на протяжении одного месяца ***.
 

    Кроме того, индивидуальный предприниматель *** прекратила свою деятельность ***, о чем свидетельствуют: сообщение межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № *** и выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ***.
 

    При таких обстоятельствах Климович *** объективно лишен возможности представить ОГКУ "Центр занятости населения *** района" справку о среднем заработке за три месяца с последнего места работы.
 

    В то же время архивная справка № *** муниципального архива администрации *** района Томской области, представленная материальным истцом Климовичем ***. ответчику содержит в себе информацию о среднем заработке Климовича ***. за последние *** месяца по последнему месту работы. А поэтому она может быть принята ответчиком в силу пункта 20 Информационного письма Минтруда России от 05.03.2013 "Ответы на вопросы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения, по применению Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, Правил регистрации безработных граждан, требований к подбору подходящей работы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы".
 

    При таких условиях, довод представителя ответчика о том, что не допускается принятие архивной справки для целей принятия решения о признании гражданина безработным, и её ссылка на указание Департамента труда и занятости населения по *** области от *** № *** разъяснениям, данным компетентным органом в области социальной защиты от безработицы, и не могут быть приняты судом.
 

    Справка о средней заработной плате за последние *** месяца по последнему месту работы требуется для расчета размера пособия по безработице (пункт 1 статьи 30 Закона "О занятости населения в РФ").
 

    В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона "О занятости населения в РФ" пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва и т.д. устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице.
 

    Изложенные нормы права указывают, что отсутствие оспариваемой справки не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного.
 

    Перечень документов, необходимых центру занятости населения для принятия решения о признании зарегистрированного гражданина безработным, является исчерпывающим.
 

    Иных оснований, кроме непредставления справки о средней заработной плате, для непризнания Климовича ***. безработным у ответчика отсутствовали.
 

    Следовательно, центр занятости был не вправе требовать иных документов, и обязан был при наличии указанной архивной справки принять решение о признании Климовича ***. безработным.
 

    Отсутствие справки о среднем заработке по последнему месту работы, само по себе, не препятствует постановке гражданина на учет в качестве безработного, поскольку по смыслу ч. 1 ст. 1, ч. 1 и ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. 19 (части 1 и 2), правовое регулирование занятости населения и защиты от безработицы должно обеспечивать на равных основаниях лицам, временно лишившимся работы, заработка, дохода, учитывая целевое назначение пособия по безработице, которое как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, состоит в том, чтобы предоставить безработному гражданину временный источник средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы (Постановления от 16 декабря 1997 года N 20-П и от 22 октября 2009 года N 15-П, Определения от 21 декабря 2004 года N 421-О, от 15 ноября 2007 года N 730-О-О и от 12 апреля 2011 года N 550-О-О).
 

    Условия назначения пособия по безработице, сроки выплаты и его размер регулируются ч. 2 ст. 30, ст. 31 и ч. 1 ст. 34 Закона. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
 

    Таким образом, требование процессуального истца о возложении обязанности ОГКУ «Центр занятости населения *** района» зарегистрировать Климовича ***. в качестве безработного со дня обращения, т.е. с *** года, обоснованно и подлежит удовлетворению.
 

    Доводы ответчика о том, что Климович ***. не являлся в назначенное время к ответчику, а поэтому не заинтересован в трудоустройстве, не влияют на указанные выводы суда, поскольку обращение Климовича *** к ответчику состоялось *** года, ответчиком не было принято необходимого решения.
 

    В силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 27 декабря 2009 года) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
 

    В Налоговом кодексе РФ отсутствует определение "государственные органы". Однако, исходя из толкования данного понятия, следует, что он определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.
 

    В силу статьи 15 Закона РФ от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государственная служба занятости населения включает: 1) уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти; 2) органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными; 3) государственные учреждения службы занятости населения.
 

    Частью 1 статьи 130 ГК РФ предусмотрено, что учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
 

    Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. N 324, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.
 

    Таким образом, Роструд освобожден от уплаты государственной пошлины по указанной категории дел, в связи с чем, с ответчика не подлежит взысканию государственная пошлина.
 

    На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194-197 ГПК РФ, суд
 

Р Е Ш И Л:
 

    Исковые требования прокурора *** района Томской области в интересах Климовича *** к Областному государственному казенному учреждению «Центр занятости населения *** района» о возложении обязанности зарегистрировать в качестве безработного - удовлетворить.
 

    Обязать Областное государственное казенное учреждение «Центр занятости населения *** района» зарегистрировать Климовича *** в качестве безработного со дня его обращения, то есть с *** года.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Томского областного суда через Александровский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня со дня принятия решения судом в окончательной форме.
 

    Председательствующий         подпись     О.П. Крикунова
 

    Верно. Судья:                            О.П. Крикунова
 

            Решение принято судом в окончательной форме 19 октября 2014 года