Р Е Ш Е Н И Е
 

Именем Российской Федерации
 

    г. Макушино Курганской области 28 августа 2014 года
 

    Макушинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Бесовой Л.В.
 

    с участием представителя прокуратуры Макушинского района Нефедова А.В.
 

    представителя ответчика Администрации Степновского сельсовета Кузьмина П.А.
 

    третьего лица – представителя Филиала по Макушинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Курганской области Першина В.Н.
 

    при секретаре Дубовой Е.С.
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Макушинского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Степновского сельсовета Макушинского района о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по определению мест для отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ и количества мест, обязать по согласованию с филиалом по Макушинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Курганской области определить места и их количество для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ, предоставляемых каждым работодателем на территории сельсовета
 

установил:
 

    Прокурор Макушинского района в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Степновского сельсовета о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по определению мест для отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ и количества мест, обязать по согласованию с филиалом по Макушинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Курганской области определить места и их количество для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ, предоставляемых каждым работодателем на территории сельсовета.
 

    В заявлении указал, что нормами действующего законодательства на муниципальные образования возложена обязанность по приведению приговора суда в исполнение в случае назначения осужденному наказания в виде исправительных работ, установлено предварительное согласование с уголовно-исполнительными инспекциями. В ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения администрацией Степновского сельсовета уголовно-исполнительного законодательства были выявлены указанные выше нарушения. Для организации отбывания данного наказания органы местного самоуправления принимают нормативно-правовые акты, куда включают списки конкретных организаций и индивидуальных предпринимателей, к которым могут быть направленны осужденные для заключения трудовых договоров. Отсутствие определенного количества мест в организации и их не согласование с инспекцией приводит к отказам в трудоустройстве осужденных, при этом не реализуется принцип неотвратимости наказания, нарушаются требования норм УК РФ и УИК РФ, а также лишает уголовно-исполнительную инспекцию возможности надлежащим образом осуществлять свои полномочия.
 

    В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, дал пояснения в соответствии с заявленными требованиями.
 

    Представитель Администрации Степновского сельсовета Кузьмин П.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился, не оспаривал законность требований прокурора, однако на территории администрации нет предприятий, на которых могли бы работать осужденные к исправительным работам, у индивидуальных предпринимателей рабочих мест нет. Администрация сельсовета не имеет возможности создать сама рабочие места для таких осужденных из-за отсутствия в бюджете денежных средств, для этих целей.
 

    Представитель третьего лица Филиала по Макушинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Курганской области Першин В.Н., в судебном заседании поддержал исковые требования прокурора, пояснил, что органами местного самоуправления в перечень мест для отбытия осужденными исправительных работ внесено 21 предприятие, только в двух сельсоветах – Степновском и Куреинском перечень таких организации не определен, в связи с тем, что на их территории нет таких предприятий. Если не будут определены места отбытия наказания, то наказание не будет исполняться, поскольку законом не предусмотрено отбытие исправительных работ в других населенных пунктах.
 

    Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства, суд приходит к следующему.
 

    На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
 

    В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
 

    В соответствии с. ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
 

    В силу ч. 1 ст. 19 ФЗ РФ от 06.10.2003 №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенными ФЗ № 131 от 06.10.2003 к вопросам местного значения, являются государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
 

    Согласно ч.3 ст.19 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
 

    Согласно ст.12 Устава Степновского сельсовета, органы местного самоуправления Степновского сельсовета осуществляют отдельные государственные полномочия и наделяются ими в соответствии с федерльными законами и законами Курганской области (л.д.-7).
 

    На основании части 1 ст. 39 Уголовно-исполнительного кодекса РФ исправительные работы отбываются осужденным по основному месту работы, а осужденным, не имеющим основного места работы, в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
 

    В силу ч. 1 ст. 50 Уголовного кодекса РФ исправительные работы назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного.
 

    Согласно п.64 Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной приказом Минюста РФ от 20 мая 2009г. N142 для исполнения наказания в виде исправительных работ инспекция согласовывает предлагаемые органами местного самоуправления места для отбывания исправительных работ.
 

    Из информации УФСИН следует о том, что Администрацией Степновского сельсовета не определены места для отбывания наказания в виде исправительных работ и не согласованы с филиалом УФСИН (л.д.-9).
 

    Таким образом, определение мест отбывания наказания в виде исправительных работ является отдельным государственным полномочием, которое передано органам местного самоуправления.
 

    При этом процесс согласования не исчерпывается составлением списка работодателей, предоставляющих места для отбытия исправительных работ. В процессе согласования предполагается доведение до сведения уголовно-исполнительных инспекций информации о количестве предоставленных работодателем мест, поскольку именно эта информация позволит избежать отказов в трудоустройстве осужденных по причине отсутствия вакансий.
 

    П.6 ст.43 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
 

    Таким образом, исковые требования прокурора Макушинского района о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по определению мест для отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ и количества мест, обязать по согласованию с филиалом по Макушинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Курганской области определить места и их количество для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ, предоставляемых каждым работодателем на территории сельсовета являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
 

    Учитывая, что указанные действия могут быть совершены только ответчиком, поэтому в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд считает возможным установить разумный срок для исполнения решения в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    Органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождаются в порядке ч. 1 ст. 333.36 НК РФ.
 

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
 

решил:
 

    Исковые требования прокурора Макушинского района удовлетворить.
 

    Признать бездействие Администрации Степновского сельсовета Макушинского района Курганской области в части непринятия мер по определению мест для отбытия осужденными наказания в виде исправительных работ и количества таких мест по согласованию с филиалом по Макушинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Курганской области, незаконным.
 

    Обязать Администрацию Степновского сельсовета Макушинского района Курганской области по согласованию с филиалом по Макушинскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Курганской области определить места и их количество для отбытия наказания осужденными в виде исправительных работ, предоставляемых каждым работодателем на территории Степновского сельсовета в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд, в течение 1 месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Макушинский районный суд.
 

    Судья
 

    Макушинского районного суда Л.В. Бесова