РЕШЕНИЕ
 

    ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 

    п. Нижний Ингаш 8 октября 2014 года
 

    Нижнеингашский районный суд Красноярского края
 

    в составе председательствующей судьи Хаятовой В.В.,    
 

    при секретаре Крючковой Н.Д.
 

    с участием:
 

    представителя истца - помощника прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Рудаковой Е.Ю.,
 

    представителя третьего лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований – филиала КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1» М (по доверенности),
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Красноярского края и КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1» о возложении обязанности по финансированию мероприятий для приведения зданий и помещений больницы в соответствие с требованиями пожарной безопасности и приведению зданий и помещений больницы в соответствие с требованиями пожарной безопасности,     
 

    УСТАНОВИЛ:
 

    Прокурор Нижнеингашского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Красноярского края о возложении на него обязанности выделить финансирование на приведение зданий и помещений филиала № 4 КГБУЗ «Красноярского краевого психоневрологического диспансера №1», расположенного в <адрес>, в соответствие с требованиями пожарной безопасности и к КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1», в части оснащения зданий: приемного покоя, общежития медработников, клуба, сестры-хозяйки отделения № 5, сестры-хозяйки отделения № 4, помещения сестры-хозяйки отделения № 3, сестры-хозяйки отделения № 10, тренажерного зала, электроцеха-столярной мастерской, слесарной мастерской, банно-прачечного комплекса, кухни, хозяйственного двора, продуктовых складов, складов хозяйственных товаров пожарная сигнализацией; установки в зданиях тренажерного зала, сестры-хозяйки отделения №4, 5, 10, приемного покоя, общежития медработников, клуба, электроцеха-столярной мастерской, слесарной мастерской, банно-прачечного комплекса, кухни, хозяйственного двора, продуктового склада, склада хозяйственных товаров и помещении сестры-хозяйки отделения №3, расположенных на территории психоневрологического диспансера системой оповещения людей о пожаре соответствующего для данных зданий (сооружений) типа, а также к КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1» о возложении обязанности привести здания и помещения филиала № 4 КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1» в соответствие с требованиями пожарной безопасности, а именно: оснастить здание приемного покоя, здание общежития медработников, здание клуба, здание сестры-хозяйки отделения № 5, здание сестры-хозяйки отделения № 4, помещение сестры-хозяйки отделения № 3, здание сестры-хозяйки отделения № 10, здание тренажерного зала, здание электроцеха-столярной мастерской, здание слесарной мастерской, здание банно-прачечного комплекса, здание кухни, здание хозяйственного двора, здания продуктовых складов, здания складов хозяйственных товаров пожарная сигнализацией; установить в зданиях тренажерного зала, сестры-хозяйки отделения №4, 5, 10, приемного покоя, общежития медработников, клуба, электроцеха-столярной мастерской, слесарной мастерской, банно-прачечного комплекса, кухни, хозяйственного двора, продуктового склада, склада хозяйственных товаров и помещении сестры-хозяйки отделения № 3, расположенные на территории психоневрологического диспансера системой оповещения людей о пожаре соответствующего для данных зданий (сооружений) типа, поскольку несоответствие зданий и помещений больницы требованиям пожарной безопасности нарушает права неопределенного круга лиц, проходящих лечение в филиале № 4 КГБУЗ «Психоневрологический диспансер № 1», количество которых постоянно меняется, учитывая то, что пациенты, находящиеся в больнице по решениям судов, не в состоянии понимать значение своих действий, прокурор обращается в суд с данным заявлением в защиту их прав и свобод.
 

    В судебном заседании представитель истца- помощник прокурора Нижнеингашского района Красноярского края Рудакова Е.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным исковом заявлении.
 

    Ответчик КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1», надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, своего представителя не направил, представил заявление, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, с требованиями прокурора согласен, однако, требования пожарной безопасности не исполнены в полном объеме в связи с отсутствием денежных средств у учреждения.
 

    Ответчик Правительство Красноярского края надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, своего представителя не направил, представил заявление, согласно которого просит рассмотреть дело в отсутствие его представителя, также предоставил возражения по иску прокурора, согласно которых с требованиями прокурора не согласен, так как не может являться надлежащим ответчиком по делу в связи с тем? что КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, лицевые счета в казначействе, а также может осуществлять приносящую доход деятельность, соответствующую целям создания учреждения, соответственно учреждение само должно привести здания и помещения в соответствии с требованиями пожарной безопасности. Просит суд в удовлетворении требований прокурора Нижнеингашского района к Правительству Красноярского края, отказать.
 

    Третье лицо Министерство здравоохранения Красноярского края надлежаще извещенное о месте и времени судебного заседания, в суд не явилось, своего представителя не направило, предоставило заявление, согласно которого просит суд рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
 

    Суд руководствуясь требованиями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, поскольку по смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним их основополагающих принципов судопроизводства, поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
 

    Представитель третьего лица – филиала КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер № 1» М (по доверенности), требования прокурора считает подлежащими удовлетворению, поскольку здания и помещения филиала диспансера должны соответствовать требованиям пожарной безопасности. Нарушения до настоящего времени не устранены в связи с отсутствием финансирования.
 

    Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
 

    Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
 

    Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
 

    Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
 

    В соответствии со статьей 38 Федерального закона « О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
 

    В соответствии со статьей 37, названного Федерального закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях.
 

    Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
 

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет: правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья.
 

    Далее, статьей 9 Закона установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
 

    Из анализа названных норм следует, что ответственность за жизнь и безопасность пациентов несет лечебное учреждение.
 

    В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
 

    В соответсвии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий, в том числе, в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
 

    В соответствии с п. 4 Приложения А «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», утвержденного Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 175, здания и сооружения, указанные в данном перечне, следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами (душевые, санузлы, охлаждаемые камеры, помещения мойки и т.п.); венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б), насосных водоснабжения, бойлерных и других помещений для инженерного оборудования здания, в которых отсутствуют горючие материалы; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток.
 

    Согласно таблице А.1 к таким объектам относятся: п.7.2 - здания административно-бытового назначения, размером менее 1200 кв.м.; п.6.1. - общежития, независимо от площади.
 

    Как установлено в судебном заседании, в нарушение указанных требований закона, в здании приемного покоя, здании общежития медработников, здании клуба, здании сестры-хозяйки отделения № 5, здании сестры-хозяйки отделения № 4, помещении сестры-хозяйки отделения № 3, здании сестры-хозяйки отделения № 10, здании тренажерного зала пожарная сигнализация отсутствует.
 

    Согласно таблице А.3 указанного приложения к таким объектам относятся:
 

    п.6 - помещения категории А и Б по взрывопожарной опасности с обращением легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, сжиженных горючих газов, горючих пылей и волокон (кроме указанных в п. 11 и помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна), площадью менее 300 кв.м.; п.8.2 - помещениях категории В1 по пожарной опасности (кроме помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при размещении в наземных этажах, площадью менее 300 кв.м.; п.5 помещениях категорий В2 - ВЗ по пожарной опасности кроме указанных в п. п. 2, 3 и помещений, расположенных в зданиях и сооружениях по переработке и хранению зерна) при их размещении в наземных этажах, площадью менее 1000 кв.м.
 

    Однако, в нарушение указанных требований законодательства, в здании электроцеха-столярной мастерской, слесарной мастерской, банно-прачечного комплекса, здании кухни, здании хозяйственного двора, в зданиях продуктовых складов, зданиях складов хозяйственных товаров, пожарная сигнализация отсутствует.
 

    В соответствии с п.7 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173, здания (сооружения) должны оснащаться системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) соответствующего типа в соответствии с таблицей 2. Допускается использование более высокого типа СОУЭ для зданий (сооружений) при соблюдении условия обеспечения безопасной эвакуации людей.
 

    Согласно таблице 1 системой оповещения и эвакуации людей соответствующего типа необходимо оснащать: п. 3.1 - психиатрические больницы; п. 6 - театры, кинотеатры, клубы и т.п.; п. 17 - производственные и складские здания, стоянки для автомобилей, архивы, книгохранилища (категория здания по взрывопожарной и пожарной опасности).
 

    Однако, здания (тренажерный зал, сестры-хозяйки отделения №4, 5, 10, приемного покоя, общежития медработников, клуба, электроцеха-столярной мастерской, слесарной мастерской, банно-прачечного комплекса, кухни, хозяйственного двора, продуктового склада, склада хозяйственных товаров) и помещения (сестры-хозяйки отделения № 3), расположенные на территории психоневрологического диспансера, системой оповещения людей о пожаре не оборудованы.
 

    Требования названного СП направлены на: обеспечение возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей; обеспечение возможности спасения людей, которые могут подвергнуться воздействию опасных факторов пожара; защиту людей на путях эвакуации от воздействия опасных факторов пожара (п.4.1).
 

    Судом установлено и материалами дела подтверждается, что совместно прокуратурой Нижнеингашского района и специалистами ОНД по Нижнеингашскому району проведена проверка соблюдения требований названного законодательства, в том числе: ФЗ "О пожарной безопасности" в филиале №4 КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1». Со стороны КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1 были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно отсутствие в здание приемного покоя, здание общежития медработников, здание клуба, здание сестры-хозяйки отделения № 5, здание сестры-хозяйки отделения № 4, помещение сестры-хозяйки отделения № 3, здание сестры-хозяйки отделения № 10, здание тренажерного зала, здание электроцеха-столярной мастерской, здание слесарной мастерской, здание банно-прачечного комплекса, здание кухни, здание хозяйственного двора, здания продуктовых складов, здания складов хозяйственных товаров, пожарной сигнализации, а также в зданиях: тренажерного зала, сестры-хозяйки отделения №4, 5, 10, приемного покоя, общежития медработников, клуба, электроцеха-столярной мастерской, слесарной мастерской, банно-прачечного комплекса, кухни, хозяйственного двора, продуктового склада, склада хозяйственных товаров и помещении сестры-хозяйки отделения № 3, расположенные на территории психоневрологического диспансера, отсутствие системы оповещения людей о пожаре соответствующего для данных зданий (сооружений) типа.
 

    В связи с выявленными нарушениями отделом надзорной деятельности по Нижнеингашскому району юридическому лицу КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1» в 2012 году, в 2013 году, в 2014 году выдавались предписания о приведении зданий и помещений больницы в соответствие с требованиями пожарной безопасности в установленный в предписаниях срок ( №268/1/1-43; №367/1/1-70; №89/1/1-66), однако, нарушения до настоящего времени не устранены, здания и помещения не соответствуют требованиям пожарной безопасности.
 

    Таким образом, факт наличия в КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1» нарушения требований пожарной безопасности нашел подтверждение в судебном заседании и согласно отзывов на исковое заявление прокурора, ответчиками не оспаривается, доказательств устранения указанных нарушений ответчиками суду не представлено. КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1» ( в филиале №4, находящийся в с<адрес> ) является учреждением с массовым пребыванием людей, в том числе маломобильных групп населения, соответственно, имеется угроза нарушения прав лиц, находящихся на лечении в данном учреждении, а также находящихся в помещениях в силу трудовых обязанностей.
 

    На основании ст. 37 ФЗ "О пожарной безопасности", руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
 

    Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
 

    Согласно п.1.2 Устава КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1», учреждение является некоммерческой организацией, учредителем которой является Красноярский край, полномочия учредителя от имени Красноярского края осуществляет Министерство здравоохранения Красноярского края, полномочия собственника имущества осуществляет агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края. (п.п.1.2;1.4 Устава)
 

    В силу ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
 

    Это же положение закреплено в Уставе учреждения (п.1.9,1.10).
 

    В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу, что Правительство Красноярского края не является надлежащим ответчиком по делу. В связи с чем, требования прокурора Нижнеингашского района, адресованные Правительству Красноярского края, не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности возложена на руководителя учреждения, в данном случае на руководителя КГБУЗ «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1».
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
 

    РЕШИЛ:
 

    Требования прокурора Нижнеингашского района Красноярского края удовлетворить частично.
 

    Обязать руководителя КГБУЗ «Красноярский психоневрологический диспансер № 1» привести здания и помещения больницы в соответствие с требованиями пожарной безопасности: оснастить здание приемного покоя, здание общежития медработников, здание клуба, здание сестры-хозяйки отделения № 5, здание сестры-хозяйки отделения № 4, помещение сестры-хозяйки отделения № 3, здание сестры-хозяйки отделения № 10, здание тренажерного зала, здание электроцеха-столярной мастерской, здание слесарной мастерской, здание банно-прачечного комплекса, здание кухни, здание хозяйственного двора, здания продуктовых складов, здания складов хозяйственных товаров пожарная сигнализацией; установить в зданиях тренажерного зала, сестры-хозяйки отделения №4, 5, 10, приемного покоя, общежития медработников, клуба, электроцеха-столярной мастерской, слесарной мастерской, банно-прачечного комплекса, кухни, хозяйственного двора, продуктового склада, склада хозяйственных товаров и помещении сестры-хозяйки отделения № 3, расположенные на территории психоневрологического диспансера системой оповещения людей о пожаре соответствующего для данных зданий (сооружений) типа.
 

    В удовлетворении требований прокурора к Правительству Красноярского края, отказать.
 

    Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Нижнеингашский районный суд в месячный срок со дня изготовления решения в окончательной форме.
 

    Решение в окончательной форме изготовлено 13 октября 2014 года.
 

    Судья: