Дело № 2-687
 

РЕШЕНИЕ
 

именем Российской Федерации
 

    02сентября2014г.
 

    Верещагинский районный суд Пермского края
 

    в составе:
 

    председательствующего судьи АнисимовойB.C.,
 

    с участием истицы Булдаковой Н.В.,
 

    при секретареНайденко Е.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по исковому заявлению Булдаковой Н.В. Муниципальному унитарному предприятию «Верещагинские тепловые сети» о взысканиипереплаты за поставленную тепловую энергию,
 

УСТАНОВИЛ:
 

    Булдакова Е.В.обратилась в суд с иском к МУП «Верещагинские тепловые сети» о взыскании переплатыв в размере (данные изъяты),штрафа в размере50%от взысканной суммы,возложении обязанности предъявлять счетаза тепловую энергию по нормативу 0,018339 ГКАЛ с (дата)
 

    Всудебном заседании истица показала,что онаявляется собственником жилого помещения по адресу:г.<адрес>.У нее с теплосетями заключен договор на отпуск тепловой энергии.20.06.2007Думой МО «Верещагинское городское поселение» было принято решение «О нормативах потребления коммунальных услуг»,которым утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению на весь отопительный период в размере0,023599Гкал на1кв.м.в месяц.Решением Верещагинского районного суда от07.02.2014,вступившего в законную силу08.04.2014указанный норматив был признан несоответствующим закону.На основании представленного расчета городского поселения для пятиэтажных домов расчет нормативов по отоплению на1кв.метр общей площади жилых помещений в месяц должен составил0,018339ГКАЛ за1кв.метр общей площади жилых помещением.Считает,что поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда и апелляционное определение Пермского краевого суда доказательственная база не требуется.Просит взыскать с ответчика всвоюпользу переплаченную сумму за период (дата) в размере (данные изъяты) с учетом индексации и обязать ответчика производить начисление платы за тепло исходя из норматива0,018339ГКАЛ с01.07.2014,а также взыскать штраф в соответствии с Законом «О защите прав потребителей».На удовлетворении исковых требованиях настаивает.
 

    Представитель ответчика МУП «Верещагинские тепловые сети» в судебном заседании исковые требования непризнал,в судебное заседание не явился,просит рассмотреть дело без их участия.Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации,уполномоченными в порядке,предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Норматив потребления коммунальных услуг в размере0,023599Гкал,устанавливался уполномоченным органом.Постановлением Правительства РФ от27.08.2012г.№ 857 «Об особенностях применения в2012-2014годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» органам государственной власти субъектов РФ в период с2012-2014г.г.разрешено не изменять порядок расчетов платы за отопление на территории соответствующего субъекта и не пересматривать действующие нормативы потребления коммунальных услуг на отопление.Во исполнение данного ПостановленияПравительством Пермского края14сентября2012г.принято Постановление № 869-п «О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению».Правительство Пермского края подтвердило обоснованность норматива установленного решением Думы МО «Верещагинское городское поселение» от20.06.2007№25/165для территории МО «Верещагинское городское поселение».Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ от30октября2013г. № 44-АПГ13-14пришла к выводу,что ПостановлениеПравительства Пермского края от14сентября2012г. № 869-пфедеральному законодательству не противоречит.Норматив потребления тепловой энергии в размере0,018339Гкал за1кв.м.общей площади,на который ссылается истец,не утвержден органами государственной власти субъекта РФ.Расчет данного норматива был произведен по требованию суда представителем администрации Верещагинского муниципального образования.Суд иадминистрациямуниципального образования не наделены полномочиями производить расчет норматива потребления на тепло на основании нормативно-правовых актов.В январе-феврале2013Верещагинским районным судом вынесены решения по искам жителей города Верещагино к МО «Верещагинское городское поселение»,МУП «Верещагинские тепловые сети»,в которых суд произвел правовую оценкурешения Думы «Верещагинского городского поселения» от20.06.2007по нормативу отопления,решения вступили в законную силу.Апелляционная инстанция при проверке решения суда указала,что расчетный метод,используемый при установлении норматива отопления в г.Верещагино применен в соответствии с действующим на момент принятия норматива положения ч.1ст.157ЖК РФ и не противоречил Правилам,установленным Правительством РФ №306от03.05.2006,органами местного самоуправления при расчете норматива учтены конструктивные и технические параметры жилищного фона не оснащенным приборами учета,расчетный метод является наиболее оптимальным вариантом для норматива потребления тепловой энергии всего городского жилищного фонда.
 

    Суд,выслушав истицу,исследовав письменные материалы дела,приходит к следующему:
 

    В соответствии с ч.2и ч.4ст.154Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:плату за содержание и ремонт жилого помещения,в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом,содержанию,текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение,холодное водоснабжение,водоотведение,электроснабжение,газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах),отопление (теплоснабжение,в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
 

    Частью1и2ст.157ЖК РФ предусмотрено,что размер платы за коммунальные услуги (в том числе отопление) рассчитывается по тарифам,размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг,определяемого по показаниям приборов учета,а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг,утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,установленном Правительством Российской Федерации.Правила предоставления,приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах,а также правила,обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями,устанавливаются Правительством Российской Федерации.Размер платы за коммунальные услуги,предусмотренные частью4статьи154настоящего Кодекса,рассчитывается по тарифам,установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке,установленном федеральным законом.Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов,предусмотренных настоящей частью,в порядке,предусмотренном законодательством Российской Федерации.
 

    Постановлением Правительства РФ №306от23.05.2006утверждены «Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» (далее Правила №306),которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение,водоотведение,электроснабжение,газоснабжение,отопление) и требования к их формированию.
 

    Пунктом3Правил №306предусмотрено,что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации,уполномоченными в порядке,предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
 

    Согласно п.4Правил №306при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома:в отношении отопления-материал стен,крыши,объем жилых помещений,площадь ограждающих конструкций и окон,износ внутридомовых инженерных систем.Пунктом5Правил №306определено,что нормативы потребления коммунальных услуг определяются в расчете на месяц потребления соответствующего коммунального ресурса.В пункте6Правил №306указано,что в качестве параметров,характеризующих степень благоустройства многоквартирного дома или жилого дома,применяются показатели,установленные техническими и иными требованиями в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 

    Согласно п.7Правил №306при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются следующие показатели в отношении отопления в жилых помещениях-Гкал на1кв.метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.В первоначальной редакции данного пункта было указано,что при выборе единицы измерения используются следующие показатели в отношении отопления-Гкал на1кв.метр общей площади жилых помещений.
 

    В судебном заседании было установлено,что решением Думы МО «Верещагинского городского поселения» от20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» на территории МО "Верещагинское городское поселение" утверждены нормативы потребления коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах по отоплению при продолжительности отопительного периода233суток в размере0,023599Гкал на1кв.м.общей площади жилых помещений в месяц,0,283188Гкал на1кв.м.общей площади жилых помещений в год,установлено,что срок действия данных нормативов отопления коммунальных услуг3года.Решением Думы Верещагинского городского поселения от21.07.2010 №24/175 «О внесении изменений в решение Думы Верещагинского городского поселения от20.06.2007 №25/165 «О нормативах потребления коммунальных услуг» внесены изменения в п.4и установлен срок действия норматива отопления до01января2013г.
 

    14.09.2012Правительством Пермского края принято Постановление №869-П «О порядке расчета платы за коммунальные услуги по отоплению»,которым установлено,что при расчете размера платы за коммунальные услуги по отоплению на территории Пермского края применяется порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам,утвержденными постановлением Правительства РФ от23.05.2006 №307,при этом используются нормативы потребления тепловой энергии на отопление,действующие по состоянию на30.06.2012.Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению применяются со дня вступления в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,утвержденных Постановлением Правительства РФ от06.06.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» до принятия Правительством Пермского края решения о применении порядка расчета размераплаты за коммунальные услуги по отоплению,предусмотренного Правилами предоставления коммунальных услуг.
 

    Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению является расчетной величиной для определения коммунальных платежей,что влечет обязанность по оплате коммунальной услуги по отоплению в соответствии с нормативом и поэтому решения Думы МО «Верещагинского городского поселения» от20.06.2007 №25/165,от21.07.2010 №24/17и Постановление Правительства Пермского края №869-П от14.09.2012затрагивает права истца.
 

    Судебным разбирательством установлено,что истец является собственником жилого помещения расположенного в пятиэтажном доме по адресу:<адрес> (Л.Д.11) и потребителем коммунальной услуги- отопления.(дата) между ним и ответчиком заключен договор на отпуск тепловой энергии (Л.Д.7).Истец имеет лицевой счет №10308по которому производит плату за отопление ответчику.Истец занимает квартиру площадью (данные изъяты)исходя из площади (данные изъяты) ему должна начисляться плата за тепловую энергию,так как учет тепловой энергии осуществляется по нормативу.
 

    Решением Верещагинского районного суда от07.02.2014 (дело №2-9) установлено,что на территории поселения норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен единым для всех многоквартирных жилых домов,вынесен без учета всех необходимых критериев (различий конструктивных и технических параметров,степени благоустройства) и дифференциация по этажности,усреднено для всего населения и не был приведен в соответствии с требованиями действующего законодательства,что норматив потребления отопления по г.Верещагино по пятиэтажным домам завышен,что норматив отопления по пятиэтажным домам на1кв.м общей площади жилых помещений в год должен составлять0,220068ГКАЛ,в месяц-0,018339ГКАЛ за1кв.м.общей площади жилых помещений.Решение суда вступило в законную силу08.04.2014г.(л.д.15-21)
 

    Согласно п.2ст.61Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации(далее ГПК РФ) обстоятельства,установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу,обязательны для суда.Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела,в котором участвуют те же лица.
 

    Ответчик принимал участие в процессе при рассмотрении гражданского дела по иску Степановой З.К. (дело №2-9).Оснований усомнится в правильности расчета Администрации городского поселения у суда не было,составленный расчет является экономически обоснованным,произведен верно и сомнения не вызывал,расчет норматива потребления отопления по пятиэтажным домам произведен органом,который до2013г.подготавливал проекты,для утверждения норматива потребления коммунальной услуги-отопления.
 

    В результате применения ответчиком норматива потребления тепла,утвержденного решения Думы МО «Верещагинского городского поселения» от20.06.2007 №25/165в размере0,023599Гкал на1кв.м.общей площади жилых помещений в месяц нарушаются права и законные интересыБулдаковой Н.В.В результате того,что установленный норматив на отопление не является экономически,обоснованным,не соответствует количеству фактически потребленной тепловой энергии истец вынужден переплачивать и его права в результате применения ответчиком установленного норматива отопления нарушаются,что в свою очередь приводит к завышению суммы оплаты.
 

    В соответствии со ст.15Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) лицо,право которого нарушено,может требовать полного возмещения причиненных ему убытков,если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.Под убытками понимаются расходы,которые лицо,чье право нарушено,произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права,утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб),а также неполученные доходы,которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота,если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).Если лицо,нарушившее право,получило вследствие этого доходы,лицо,право которого нарушено,вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем,чем такие доходы.
 

    Статьей8ГК РФ определено,что гражданские права и обязанности возникают из оснований,предусмотренных законом и иными правовыми актами,а также из действий граждан и юридических лиц,которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами,но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают вследствие неосновательного обогащения.
 

    В соответствии со ст.1102ГК РФ лицо,которое без установленных законом,иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего),обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение),за исключением случаев,предусмотренных статьей1109настоящего Кодекса.Правила,предусмотренные настоящей главой,применяются независимо от того,явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества,самого потерпевшего,третьих лиц или произошло помимо их воли.
 

    Статьей1103ГК РФ определено,что поскольку иное не установлено настоящим Кодексом,другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений,правила,предусмотренные настоящей главой,подлежат применению также к требованиям:о возврате исполненного по недействительной сделке; об истребовании имущества собственником из чужого незаконного владения; одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством; о возмещении вреда,в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица.
 

    С учетом норматива отопления,определенного Администрацией городского поселения (фактически потребленная истцом тепловая энергия за1кв.м.-0,018339) суд производит расчет ущерба причиненного истцу за период (дата) определяет сумму неосновательно приобретенных ответчиком денежных средств с учетом индексации (взят индекс инфляции по Пермскому краю).
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    <данные изъяты>
 

    В соответствии с ч.3ст.196ГПК РФ,суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
 

    Сучетом заявленной истицей суммы,суд пришел к выводу,что в пользуБулдаковой Н.В.подлежит взысканию с ответчика в качестве неосновательного обогащенияс учетом индексации - <данные изъяты>.
 

    Постановлением Правительства Пермского края от16.07.2014 №624-Путвержденынормативы потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края,в том числе и для Верещагинского муниципального района.Постановление вступило в силу с01.08.2014.
 

    Суд принимает решение о возложении на ответчика обязанности производить (дата) начисление за предоставляемую услугу по теплоснабжению жилого помещения по адресу:<адрес> принадлежащем истцу,исходя из норматива0,018339ГКАЛ за1кв.м.общей площади довведения в действие ПостановленияПравительства Пермского краяот16.07.2014 №624-П «Обутвержденынормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края».
 

    Согласно ст.1Закона «О защите прав потребителей» от07.02.1992г. № 2300-1,закон регулирует отношения,возникающие между потребителями и изготовителями,исполнителями,импортерами,продавцами при продаже товаров (выполнении работ,оказании услуг),устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ,услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни,здоровья,имущества потребителей и окружающей среды,получение информации о товарах (работах,услугах) и об их изготовителях (исполнителях,продавцах),просвещение,государственную и общественную защиту их интересов,а также определяет механизм реализации этих прав.
 

    Суд пришел к выводу,что указанный закон при рассмотрении данного спора не применим,в связи с чем,требование истицы о взыскании с ответчика штрафа,в соответствии с п.6ст.16Закона РФ «О защите прав потребителей» удовлетворению не подлежит.
 

    Согласно ч.1ст.103ГПК РФ издержки,понесенные судом в связи с рассмотрением дела,и государственная пошлина,от уплаты которых истец был освобожден,взыскиваются с ответчика,не освобожденного от уплаты судебных расходов,пропорционально удовлетворенной части исковых требований.В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета,за счет средств которого они были возмещены,а государственная пошлина-в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений,установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
 

    В связи с чем,с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере758,66рублей.
 

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-197,199Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации,суд
 

РЕШИЛ:
 

    Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» в пользуБулдаковой Н.В.- <данные изъяты>-в качестве неосновательного обогащения.
 

    Возложить на Муниципальное унитарное предприятие Верещагинские тепловые сети» обязанность производить с (дата) начисление Булдаковой Н.В. за предоставляемую услугу по теплоснабжению жилого помещения по адресу:г.Верещагино,ул.Парковая,д.12кв.67исходя из норматива0,018339ГКАЛ за1кв.м.общей площади жилого помещениядовведения в действие ПостановленияПравительства Пермского краяот16.07.2014 №624-П «Обутвержденынормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях на территории Пермского края».
 

    В удовлетворении остальных исковых требований Булдаковой Н.В. - отказать.
 

    Взыскать Муниципального унитарного предприятия «Верещагинские тепловые сети» в доход районного бюджета государственную пошлинуза рассмотрение дела в размере (данные изъяты)
 

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Верещагинский районныйсуд в течение одного месяца со дняизготовления мотивированного решения- 08.09.2014.
 

    Судья                                                                                             В.С.Анисимова