Дело №2-2780/2014
 

РЕШЕНИЕ
 

Именем Российской Федерации
 

14 октября 2014 г.
 

    Заднепровский районный суд г. Смоленска
 

    в лице председательствующего судьи Хрисанфова И.В.
 

    при секретаре Ивановой Е.В.,
 

    рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Заднепровского района г. Смоленска к Администрации г. Смоленска о понуждении к принятию мер по обеспечению безопасности дорожного движения,
 

установил:
 

    Прокурор Заднепровского района г. Смоленска обратился в суд с иском к Администрации г. Смоленска, в котором просит обязать ответчика принять предусмотренные ч.2 ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. №196-ФЗ и п.5 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003. №131-ФЗ исчерпывающие меры по обустройству автодороги у д.№ по <адрес>, а именно: устроить дорожную разметку 1.24.1 дублирующую дорожный знак 1.23; устроить тротуар от пересечения с <адрес> до пересечения с <адрес>; установить дорожные знаки 5.19.1 (2), 1.22 и 1.23 на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
 

    В обоснование своих требований истец сослался на то, что Администрацией г. Смоленска не исполняются обязанности, возложенные на неё действующим законодательством, определяющим ее полномочия по обеспечению надлежащего состояния улично-дорожной сети г. Смоленска. 21.05.2014 государственным инспектором дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Смоленску ФИО1 при обследовании участка автодороги у д.№ по <адрес> выявлено, что в нарушение требований п.6.2.27 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» на дороге отсутствует дорожная разметка 1.24.1 дублирующая дорожный знак 1.23; в нарушение требований п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» от пересечения с ул. <адрес> до пересечения с ул. <адрес> отсутствует тротуар; в нарушение требований п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» отсутствуют дорожные знаки 5.19.1 (2), 1.22 и 1.23 на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. В районе указанного дома находится МБОУ СОШ № г. Смоленска. Бездействие со стороны ответчика лишает возможности неопределенный круг граждан РФ безопасно проходить и проезжать по указанной дороге города. Сложившееся положение может стать причиной дорожно-транспортных происшествий и не позволяет в полной мере обеспечивать безопасное движение автотранспорта и пешеходов на указанном участке (л.д.2-5).
 

    Уточнив свое заявление 19.09.2014., прокурор просит обязать Администрацию г. Смоленска осуществить комплекс работ по обеспечению безопасности дорожного движения у МБОУ СОШ №: установить по <адрес> и по <адрес> дорожные знаки 1.22 и 1.23 на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, согласно требованиям п.5.1.17 ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (л.д.19).
 

    В судебном заседании прокурор ФИО2 уточненные требования поддержала. Она также пояснила, что по адресу: <адрес> находится школа. Отсутствие в районе школы указанных знаков на световозвращающей пленке может повлечь дорожно – транспортные происшествия с участием детей.
 

    Представитель Администрации г. Смоленска ФИО3 иск не признала. Она пояснила, что изменения в ГОСТ Р 52289-2004, в соответствии с которыми дорожные знаки 1.22 и 1.23 должны располагаться на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета вступили в силу в феврале 2014 г. Администрация вместе с ГИБДД весной 2014 г. провела обследование состояния улично – дорожной сети в г. Смоленске вблизи общеобразовательных учреждений. Указанный недостаток, а также другие, которые возникли из-за внесения изменений в указанный и другие ГОСТы, зафиксированы в акте. Устранение недостатков связано с значительными расходами из бюджета муниципального образования. Работы по устранению недостатков осуществляются в соответствии с законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Для проведения в соответствии с этим законом конкурса на выполнение работ необходимо время. За истекший период Администрацией г. Смоленска заключен контракт на выполнение работ по разработке проектов организации дорожного движения в районе общеобразовательных школ г. Смоленска. После изготовления проектов будет проведен конкурс для определения подрядчика. В бюджете г. Смоленска на 2015 г. будут предусмотрены расходы на устройство новой организации дорожного движения. В бюджете 2014 г. таких средств нет. Содержание дороги по <адрес> осуществляет Администрация г. Смоленска.
 

    Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
 

    В силу п.2 ст.12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995. №196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
 

    Под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон об автомобильных дорогах).
 

    Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий; организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах (ст.2 закона «О безопасности дорожного движения».
 

    Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6 ст.3 закона об автомобильных дорогах).
 

    Осуществление дорожной деятельности в отношении дорог местного значения возложено на органы местного самоуправления (ст.13 закона об автомобильных дорогах).
 

    В силу ст.14 закона об автомобильных дорогах, планирование дорожной деятельности осуществляется органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
 

    Согласно ст.34 закона об автомобильных дорогах, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (п.1). Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов (п.2). Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления (п.3).
 

    Согласно пп.5 п.1 ст.41 Устава г. Смоленска, принятого решением Смоленского городского Совета от 28.10.2005. №164, к компетенции Администрации города Смоленска относится и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
 

    Из вышеприведенных норм следует, что обязанность по организации и обеспечению безопасности дорожного движения в г. Смоленске возложена на Администрацию г. Смоленска.
 

    Приказом Росстандарта от 09.12.2013 №2221-ст утверждены для добровольного применения и введены в действие с 28.02.2014 изменения в п. 5.1.17 национального стандарта ГОСТ Р 52289-2004, в соответствии с которыми предупреждающие дорожные знаки 1.22 (пешеходный переход), 1.23 (дети) применяются на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
 

    Как видно из представленных прокурором сведений, по адресу: <адрес> располагается МБОУ СОШ №. Рядом с учебным заведением находятся улицы <адрес> (л.д.55-58,59).
 

    Из актов комиссионного обследования состояния улично-дорожной сети г. Смоленска вблизи общеобразовательных учреждений от 13.05.2014 (л.д.38-42) и от 03.09.2014 (л.д.43-51) видно, что у МБОУ СОШ № дорожные знаки 1.22 и 1.23 не расположены на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. Это обстоятельство подтверждается фотоснимками (л.д.61,63), актами государственного инспектора дорожного надзора ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Смоленску от 21.05.2014 (л.д.7), 18.09.2014 (л.д.20) и не оспаривается представителем ответчика.
 

    Таким образом, судом установлено, что г. Смоленске у д. № на <адрес> дорожные знаки 1.22 и 1.23 вопреки положениям ГОСТ Р 52289-2004 не расположены на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета.
 

    Между тем, оснований для понуждения ответчика к установке дорожных знаков в надлежащем виде не имеется.
 

    Деятельность органа местного самоуправления по обеспечению муниципальных нужд регулируется законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013. №44-ФЗ (далее по тексту – 44-ФЗ).
 

    В соответствии с данным законом выполнение работ для муниципальных нужд предполагает их планирование (ст.16), обоснование (ст.18), нормирование (ст.19), определение исполнителя конкурентным способом (ст.24), оценку заявок и предложений участников закупки (ст.32), заключение контракта (ст.35), определение исполнителя работы (ст.ст.48-93) исполнение контракта (ст.94). Исполнение всех перечисленных процедур требует времени.
 

    Кроме того, как указывалось выше, осуществление дорожной деятельности происходит на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на содержание автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
 

    13 мая 2014 г. Администрация г. Смоленска совместно с работником ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Смоленску обследовала уличную сеть города в районах расположения сорока школ для выявления недостатков (л.д.38-42).
 

    Постановлением Администрации г. Смоленска от 29.05.2014 утверждена целевая программа «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории г. Смоленска на 2015 – 2017 годы (л.д.23, 24-37), которая предполагает проведение мероприятий по реконструкции и техническому перевооружению нерегулируемых пешеходных переходов в том числе и путем их оборудования дорожными знаками со световозвращателями и другими элементами повышения безопасности дорожного движения, для чего предполагается выделить 40 миллионов рублей.
 

    Как видно из сопоставления актов комиссионного обследования улично – дорожной сети г. Смоленска от 13 мая и 3 сентября 2014 г. (л.д.43-51), часть недостатков, имевшихся в организации дорожного движения в мае 2014 г., к сентябрю были устранены.
 

    Пояснения представителя ответчика о деятельности Администрации г. Смоленска по установке дорожных знаков на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой подтверждаются контрактом, заключенным с ООО «<данные изъяты>» на выполнение работы по разработке проектов организации дорожного движения в районе общеобразовательных учреждений г. Смоленска (л.д.64-73), техническим заданием к контракту (л.д.74-76).
 

    Действующее законодательство не определяет сроков, в какие лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог, обязано устранить образовавшееся вследствие изменения ГОСТа, несоответствие между существующей организацией дорожного движения и вновь устанавливаемой.
 

    Учитывая изложенное, следует признать, что Администрацией г. Смоленска предпринимаются меры по установке на ул. Гастелло в г. Смоленске наряду с установкой в других местах, дорожных знаков 1.22 и 1.23 надлежащего вида. Знаки не могли быть установлены немедленно после вступления в силу ГОСТа. Их установка требует значительных расходов и временит.
 

    Принимая во внимание то, что работы для муниципальных нужд осуществляются за счет муниципального бюджета, который на 2014 г. был принят в 2013 г., что изменения в ГОСТ Р 52289-2004 были приняты в декабре 2013 г., а действуют только с 28 февраля 2014 г., что в соответствии с приказом Росстандарта и в силу п.2 ст.15 закона РФ «О техническом регулировании» указанный ГОСТ Р применяется на добровольной основе, что для осуществления указанных работ требуется соблюсти процедуру определения исполнителя проекта, а затем и, собственно, работ, следует признать, что период времени, в течение которого Администрация намерена заменить дорожный знак, не является чрезмерным, а деятельность ответчика не влечет нарушения прав неопределенного круга лиц.
 

    При этом суд учитывает также и то, что предупреждающие знаки 1.22 и 1.23 в указанном выше месте, хотя и не располагаются на щитах со световозвращающей флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета, но имеются и обязательны для исполнения водителями транспортных средств.
 

    Мнение прокурора, что установка указанных знаков имеет первостепенное значение для нужд города, голословно. Сама по себе установка надлежащего дорожного знака не исключает дорожно – транспортные происшествия.
 

    Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
 

решил:
 

    Прокурору Заднепровского района г. Смоленска в удовлетворении иска отказать.
 

    В течение месяца решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Заднепровский районный суд.
 

    Председательствующий: