Статус документа
Статус документа



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по финансовому обоснованию цен
на воду и отведение стоков



ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ для определения цен на воду и отведение стоков государственных и муниципальных унитарных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства и могут быть использованы предприятиями и организациями, осуществляющими подъем, очистку и транспортировку воды, а также перекачку, очистку, транспортирование и утилизацию сточной жидкости независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (органами по регулированию цен и тарифов).

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Госстроя России от 28.12.00 г. N 302.

РАЗРАБОТАНЫ Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС) Госстроя России, выполняющим функции Федерального центра ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации при участии Фонда "Институт экономики города", Российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения (Светлополянский А.В.), а также ряда организаций жилищно-коммунального хозяйства и регулирующих органов (Комитет ценовой политики ХМАО Тюменской области, МУП "Уфаводоканал", МУП "Водоканал" г.Н. Новгород, МУП "Водоканал" г.Архангельск, МУП "Сарапульский водоканал", МУП "Водоканал" г.Подольск Московской области, ГОУП "Мурманскводоканал", ЗАО "Тобольский водоканал").

Ответственная за разработку - В.А.Межецкая.

ВВЕДЕНИЕ


Важным элементом реформы жилищно-коммунального хозяйства является совершенствование системы ценообразования в процессе постепенного перехода к полной оплате услуг потребителями.

При этом изменение системы оплаты жилищно-коммунальных услуг связано с системой мер адресной социальной защиты населения, осуществлением ресурсосберегающих мероприятий, выявлением резервов оптимизации себестоимости и цен (тарифов), повышением их экономической обоснованности.

Обоснование уровня цен на воду и отведение стоков остается ключевым вопросом, от решения которого зависят возможности нормальной эксплуатации и развития организации водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ). Создание системы ценового регулирования позволяет защитить интересы потребителей от монопольного повышения цен и обеспечить условия для эффективной деятельности предприятий в современных условиях.

Процесс регулирования цен на воду и отведение стоков должен характеризоваться открытостью и доступностью информации для регулирующих органов, что позволит устанавливать цены на уровне, необходимом для нормального функционирования предприятий.

В соответствии с действующим законодательством регулирование цен на воду и отведение стоков осуществляется на региональном уровне, за исключением предприятий, находящихся в муниципальной собственности, которые устанавливаются органами местного самоуправления. В настоящее время, лишь в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях разработаны и действуют нормативно-методические документы, регламентирующие процедуру и методику формирования и утверждения цен на воду и отведение стоков. Это создает ситуацию экономической неопределенности для предприятий, потребителей и регулирующих органов. Поэтому все стороны заинтересованы в создании объективной и прозрачной системы ценового (тарифного) регулирования.

Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в виде согласования представляемой предприятием производственной и инвестиционной программ на очередной период регулирования, определяют объемы финансирования, необходимые для выполнения данных программ.

В процессе рассмотрения и утверждения цен на воду и отведение стоков предприятие водопроводно-канализационного хозяйства представляет на рассмотрение в регулирующий орган:

- определение (экономическое обоснование) потребности в финансовых средствах (себестоимости и прибыли) по регулируемой деятельности на период регулирования;

- разработанную производственную и инвестиционную программу;

- предлагаемое значение цены на воду и отведение стоков.

По результатам рассмотрения представленных предприятием водопроводно-канализационного хозяйства материалов регулирующий орган согласует представленные производственную и инвестиционную программы, определяет источники и объемы финансирования данных программ и утверждает цены на воду и отведение стоков (с учетом платежеспособности потребителей). В случае необходимости изменить объем финансирования предприятия регулирующий орган обязан скорректировать предлагаемую предприятием производственную и инвестиционную программу с тем, чтобы объем данных программ полностью соответствовал объему их финансирования.

С целью реализации эффективной ценовой (тарифной) политики необходима система нормативно-методических документов, включая методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. "Методические рекомендации по финансовому обоснованию цен на воду и отведение стоков" (далее Методические рекомендации) разработаны в соответствии с действующим законодательством, включая Постановление Правительства Российской Федерации "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" от 07.03.95 г. N 239, Федеральный Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 г. N 154-ФЗ, Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24.12.92 г. N 4218-1, "Концепцию ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации", утвержденную Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Густовым В.А. от 29.01.99 г.

1.2. Разработка определяет методические вопросы ценообразования на воду и отведение стоков и является рекомендательным документом.

Указанные рекомендации, наряду с Положением о регулирующем органе и Порядком (процедурой) представления, рассмотрения и утверждения тарифов, являются частью системы нормативно-методических документов, регулирующих ценообразование (формирование тарифов на основные жилищно-коммунальные услуги).

1.3. Настоящие рекомендации предназначены для муниципальных (государственных) унитарных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства.

Методические рекомендации могут быть использованы предприятиями и организациями, осуществляющими подъем, очистку и транспортировку воды, а также перекачку, очистку, транспортирование и утилизацию сточной жидкости независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

1.4. Понятия, используемые в Методических рекомендациях, означают следующее:

водоснабжение - технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу потребителям воды;

водоотведение - технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработка осадка сточных вод;

организация водопроводно-канализационного хозяйства - предприятие (организация), осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы;

потребитель - физическое или юридическое лицо, потребляющее жилищно-коммунальные услуги;

прибыль - разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость;

регулируемая деятельность - деятельность в сфере оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, подлежащая регулированию;

регулируемая цена - цена на услуги систем водоснабжения и водоотведения, складывающаяся на рынке при воздействии экономических и административных методов, в том числе путем установления ее предельной или фиксированной величины;

регулирующий орган - орган по регулированию цен, создаваемый органами местного самоуправления в рамках исполнительных органов местной власти (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации);

себестоимость - стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию.

1.5. Настоящие рекомендации применяются при экономическом обосновании потребности муниципальных (государственных) унитарных предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в финансовых средствах для выполнения согласованной с собственником имущества производственной и инвестиционной программ в целях обеспечения потребителей водой и отведения сточной жидкости, а также при рассмотрении и утверждении регулирующим органом цен на воду и отведение стоков.

1.6. В общем виде потребность организации ВКХ в финансовых средствах определяется по формуле:

,


где - себестоимость (затраты);

- прибыль.

Себестоимость определяется исходя из предлагаемых к реализации производственной и инвестиционной программ, действующих норм и нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат с учетом анализа данных организаций водопроводно-канализационного хозяйства за период, предшествующий регулируемому.

1.7. Цены на воду и отведение стоков определяются следующим образом

,


где - отпуск воды (пропуск сточной жидкости) потребителям (от потребителей).

1.8. Регулирование цен на воду и отведение стоков осуществляется посредством установления их уровня с целью недопущения необоснованного их роста и учета интересов организаций водопроводно-канализационного хозяйства.

1.9. Регулирование цен на воду и отведение стоков производится по инициативе организации ВКХ, оказывающей эти услуги, или по инициативе регулирующего органа.

1.10. Для регулирования цен на воду и отведение стоков организация водопроводно-канализационного хозяйства на основе разработанной производственной и инвестиционной программ представляет в регулирующий орган предложения, состоящие из обосновывающих материалов (форм), составленных в соответствии с Приложениями 1-16 к настоящим Методическим рекомендациям.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ

     

2.1. Общие положения     

2.1.1. Себестоимость воды и отведения сточной жидкости определяется по стадиям технологического процесса и по калькуляционным статьям затрат калькуляций себестоимости (приложение 3, 4).

Расчет себестоимости осуществляется на основании основных показателей системы водоснабжения и водоотведения (приложения 1, 2).

Группировка затрат по основным стадиям производства и статьям калькуляции позволяет определить себестоимость и основные направления ее снижения на каждом этапе технологического процесса (цикла).

2.1.2. Себестоимость определяется раздельно по водоснабжению и водоотведению по основным стадиям технологического процесса производства воды (пропуска сточной жидкости):

- подъем воды (перекачка сточной жидкости);

- очистка воды (очистка сточной жидкости, обработка осадка и его захоронение);

- транспортирование воды (транспортирование и утилизация сточной жидкости).

2.1.3. При определении себестоимости оказываемых услуг в организациях водопроводно-канализационного хозяйства устанавливается группировка затрат по стадиям производства и статьям калькуляции (таблица 2.1.).

Группировка затрат по стадиям производственного процесса и статьям калькуляции продукции

     
Таблица 2.1.

Вода

Сточная жидкость

I. Подъем воды

I. Перекачка сточной жидкости

- электроэнергия

- электроэнергия

- амортизация

- амортизация

- ремонт и техническое обслуживание, в том числе капитальный ремонт

- ремонт и техническое обслуживание, в том числе капитальный ремонт

- затраты на оплату труда

- затраты на оплату труда

- отчисления на социальные нужды

- отчисления на социальные нужды

- цеховые расходы

- цеховые расходы

II. Очистка воды

II. Очистка сточной жидкости

- материалы (химические реагенты)

- материалы (химические реагенты)

- электроэнергия

- электроэнергия

- амортизация

- амортизация

- ремонт и техническое обслуживание, в том числе капитальный ремонт

- ремонт и техническое обслуживание, в том числе капитальный ремонт

- затраты на оплату труда

- затраты на оплату труда

- отчисления на социальные нужды

- отчисления на социальные нужды

- цеховые расходы

- цеховые расходы

III. Транспортирование воды

III. Транспортирование и утилизация сточной жидкости

- электроэнергия

- электроэнергия

- амортизация

- амортизация

- ремонт и техническое обслуживание, в том числе капитальный ремонт

- ремонт и техническое обслуживание, в том числе капитальный ремонт

- затраты на оплату труда

- затраты на оплату труда

- отчисления на социальные нужды

- отчисления на социальные нужды

- цеховые расходы

- цеховые расходы

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».