ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 15 ноября 2022 года N 810/22

Об утверждении Методических указаний по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки



В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 12 и пунктом 83 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504; 2015, N 37, ст.5153), пунктом 3(1) постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3259; 2015, N 49, ст.6994),

приказываю:

1. Утвердить Методические указания по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, согласно приложению к настоящему приказу.     

2. Признать утратившими силу:

приказ ФСТ России от 23 октября 2009 г. N 267-э/8 "Об утверждении Методических указаний по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике" (зарегистрирован Минюстом России 17 ноября 2009 г., регистрационный N 15243);

приказ ФСТ России от 23 сентября 2010 г. N 233-э/1 "О внесении изменений в Приказ ФСТ России от 23.10.2009 N 267-э/8 "Об утверждении Методических указаний по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике" (зарегистрирован Минюстом России 21 октября 2010 г., регистрационный N 18785);

приказ ФАС России от 30 апреля 2019 г. N 551/19 "О внесении изменений в Методические указания по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 23.10.2009 N 267-э/8" (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2019 г., регистрационный N 54772);

приказ ФАС России от 3 ноября 2022 г. N 781/22 "О внесении изменений в Методические указания по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 23 октября 2009 г. N 267-э/8" (зарегистрирован Минюстом России 28 ноября 2022 г., регистрационный N 71178).

3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2024 г.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г.Королева.

Руководитель
М.А.Шаскольский



Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

30 декабря 2022 года,

регистрационный N 71934

     

     

Приложение
к приказу ФАС России
от 15 ноября 2022 года N 810/22

     

Методические указания по расчету цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки

     

I. Общие положения

1. Настоящие Методические указания предназначены для использования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) (далее - регулирующий орган), и системным оператором электроэнергетических систем России, осуществляющим виды деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) (далее - регулируемые виды деятельности), в области оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее - субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике), для расчета цен (тарифов) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

2. Понятия, используемые в настоящих Методических указаниях, соответствуют определениям, данным в Федеральном законе от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 13, ст.1177; 2022, N 24, ст.3934), Основах ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504; 2022, N 36, ст.6236) (далее - Основы ценообразования), а также иных нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере электроэнергетики.

3. Настоящие Методические указания определяют основные положения по расчету:

а) цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, обеспечения функционирования технологической инфраструктуры оптового и розничных рынков и осуществления проектирования развития электроэнергетических систем (далее - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами);

б) предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности (далее - услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики).

II. Общие принципы формирования цен (тарифов)

4. Расчет цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами (далее - цены (тарифы) и предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части обеспечения надежности функционирования электроэнергетики (далее - предельные уровни цен (тарифов) осуществляется исходя из принципа обязательности ведения раздельного учета доходов и расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике по видам деятельности в соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504; 2022, N 1, ст.194).

5. При установлении цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504; 2022, N 1, ст.135) применяется метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Долгосрочные цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) рассчитываются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на период длительностью не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней) в соответствии с абзацем шестым пункта 2 Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504).

Субъект оперативно-диспетчерского управления представляет в регулирующий орган исходные данные, используемые для расчета указанных цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов), с приложением экономического обоснования исходных данных, включающего материалы в соответствии с приложением к настоящим Методическим указаниям.

Долгосрочные цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) определяются на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются:

а) базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующим органом в соответствии с пунктом 13 настоящих Методических указаний;

б) индекс эффективности подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующим органом в размере 0,1 процента.

6. Исходными данными для расчета цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов) являются:

а) расчетный (плановый) объем необходимой валовой выручки, требуемый для возмещения экономически обоснованных расходов субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, связанных с оказанием соответствующих услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и обеспечения субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике необходимой прибылью, а также средствами для уплаты всех налогов и иных обязательных платежей;

б) расчетный объем услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

7. Цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) устанавливаются г с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

8. В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике кроме деятельности по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы (убытки) от этих видов деятельности не учитываются при расчете размера цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов).

9. Экономически необоснованные доходы и расходы субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике исключаются из расчетов цен (тарифов) и предельных уровней цен (тарифов) в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 4, ст.504; 2020, N 36, ст.5617).

10. В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в течение расчетного периода регулирования (года долгосрочного периода регулирования) понес экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней цен (тарифов) на расчетный период регулирования, в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемые в течение расчетного периода регулирования, расходы, связанные с выполнением субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике функций, предусмотренных нормативными правовыми актами, вступившими в силу в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, а также расходы, связанные с осуществлением оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отношении объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей электрической энергии, введенных в эксплуатацию в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующим органом при установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней цен (тарифов) на последующий расчетный период регулирования, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств.

Расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной не более чем на 4 процентных пункта.

В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в течение расчетного периода регулирования недополучил доходы в связи с изменением установленной генерирующей мощности или средней мощности поставки электростанций (энергоблоков) в течение расчетного или предшествующего ему периода регулирования, указанные суммы учитываются регулирующим органом при установлении цен (тарифов) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

В случае, если субъект оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в течение расчетного периода регулирования недополучил доходы в связи с отклонением фактического объема потребления (покупки) электрической энергии по всем группам точек поставки потребления, зарегистрированным на оптовом или розничных рынках, от показателей сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - сводный прогнозный баланс) на соответствующий период, указанные суммы учитываются регулирующим органом при установлении предельного уровня цен (тарифов) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).

III. Расчет необходимой валовой выручки на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами

11. Необходимая валовая выручка на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами на год i долгосрочного периода регулирования (, тыс.руб.) определяется по формуле:

, (1),


где:

i - год долгосрочного периода регулирования (i 1);

- подконтрольные расходы, учтенные в году i и определяемые в соответствии с пунктом 12 настоящих Методических указаний, тыс.руб.;

- неподконтрольные расходы на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами года i, определяемые в соответствии с пунктом 14 настоящих Методических указаний, тыс.руб.;

- нормативная прибыль, устанавливаемая регулирующим органом на год i в соответствии с пунктом 15 настоящих Методических указаний, тыс.руб.;

- расчетная предпринимательская прибыль, учитываемая при определении необходимой валовой выручки, остающаяся в распоряжении субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и расходуемая им по своему усмотрению, устанавливаемая регулирующим органом на год i в соответствии с пунктом 16 настоящих Методических указаний, тыс.руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки года i, осуществляемая в связи с компенсацией незапланированных расходов (со знаком "плюс") или полученного избытка (со знаком "минус"), выявленных в том числе по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета цен (тарифов), определяемые в соответствии с пунктом 17 настоящих Методических указаний, тыс.руб.;

- величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания роста цен (тарифов), определяемая в соответствии с пунктом 21 настоящих Методических указаний, тыс.руб.

При установлении цен (тарифов) на услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами учету подлежат расходы субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике на выполнение комплекса мероприятий, входящих в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике в содержание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части управления технологическими режимами.

12. Подконтрольные расходы (, тыс.руб.) рассчитываются по формуле:

, (2),


где:

- подконтрольные расходы, определенные на год i-1 долгосрочного периода регулирования, тыс.руб.;

- индекс потребительских цен, определенный на год i долгосрочного периода регулирования, предусмотренный одобренным Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст.3378) прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - прогноз социально-экономического развития Российской Федерации), в процентах;

, - площадь производственных помещений, используемых для оказания услуг по регулируемым видам деятельности, соответственно в годах i и i-1 долгосрочного периода регулирования, м;

- индекс эффективности подконтрольных расходов, равный 0,1 процента.

для первого года долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов () определяется в соответствии с пунктом 13 настоящих Методических указаний.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»